Первого июля в Вене состоится уже четвертая с начала года встреча специальных представителей Армении и Турции.
Напомним, что специальным представителем для урегулирования отношений между Арменией и Турцией Арменией назначен вице-спикер Национального Собрания Рубен Рубинян, турецкой стороной – экс-посол Турции в США Сердар Клчи.
В канун встречи турецкая сторона заявила, что переходит к ускоренной процедуре налаживания отношений с Арменией.
Трудно сказать, на чем основано столь смелое заявление. По всей вероятности, на убеждении Турции в том, что в последней войне Азербайджан с помощью Турции «решил» Карабахский вопрос и ныне уже не имеет проблем с Арменией.
Тем самым Турция пытается предать забвению вопрос признания Геноцида армян. Мы же, армяне, да и весь прогрессивный мир не забыли.
Более двух десятков лет обещанное Турции членство в Европейском Союзе так и не стало реальностью. Подавляющее большинство европейских стран — стратегических партнеров Турции по НАТО, — признавших Геноцид армян, воздвигали барьер на пути Турции в европейскую семью, как страны, совершившей Геноцид и упорно не признавшей этот трагический факт, не покаявшейся за содеянное. Иначе говоря, Европа уже указала Турции ее место.
Если турецкая сторона без всяких оснований заявляет, что переходит к ускоренному процессу налаживания отношений, то Армения в этом вопросе занимает более осторожную и взвешенную позицию.
Коснувшись во время недавней онлайн-пресс-конференции по просьбе журналистов возможности окончательной нормализации отношений с Турцией, премьер-министр Никол Пашинян отметил:
“Если я сейчас скажу, что возможности нет, возникнет вопрос, почему мы ведем переговоры. Если мы ведем переговоры, значит, есть, как минимум, какое-то понимание, что это достижимо, можно двигаться вперед шаг за шагом, маленькими шажками.
Мы часто говорим, что разговор неэффективен, еще нет результатов, но с другой стороны мы видим, что, например, восстановлены прямые рейсы. Однако, с другой стороны, мы понимаем, что и раньше были прямые рейсы из Еревана в Стамбул, из Стамбула в Ереван. И сейчас мы пытаемся двигаться вперед маленькими шажками”.
Премьер-министр назвал правильным делать заявления заранее, даже если есть какие-то смутные признаки того, что можно двигаться вперед мелкими шажками.
“Ведь раньше был подписан документ, были взаимные визиты на высшем уровне, были контакты, но в результате вопрос не был решен. Фундаментальная причина, которая не была разрешена в то время, заключалась в том, что хотя первоначально подписанный документ не имел связи с нагорно-карабахским конфликтом или армяно-азербайджанскими отношениями, на этапе ратификации Турция увязала его с армяно-азербайджанскими отношениями, изменением статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта и так далее… Мы работаем по той логике, что есть возможность и надо все честно делать. В противном случае разговор не имел бы смысла. Мы думаем, что есть возможность, и мы настроены сделать все, чтобы использовать эту возможность. Постоянно звучащие из Турции формулировки «Зангезурский коридор» препятствуют процессу и создают негативный фон. Делаются заявления, которые не очень полезны для процесса”, — сказал премьер-министр, заверив: это не означает, что после этих заявлений армянская сторона прекратит диалог.
Да, экспансивные мессиджи турецкой стороны, вкупе с азербайджанскими, весьма настораживают Армению — Турция и Азербайджан заявляют, что силой решили карабахский вопрос. Армения и мировое сообщество убеждены, что вопрос войной не решен. К тому же нет ни одного документа, определяющего статус Карабаха. Нет ни одного документа, удостоверяющего пребывание Карабаха в составе Азербайджана, Армении либо в статусе независимого государства. А значит, о том, что вопрос решен, не может быть и речи.
Тем более, что спустя семь месяцев после войны Азербайджан вторгся на суверенную территорию Республики Армения, захватил важные для нашей страны стратегические высоты и пытается посредством ползучей аннексии, зачастую под покровом темноты захватить новые территории и важные дороги… Угрозу, исходящую от соседней страны, мы ощущаем каждодневно.
Плюс к этому – поведение Азербайджана, разглагольствующего о мире в регионе и каждый Божий день продвигающего армяноненавистническую политику.
«Продолжающиеся Азербайджаном нарушения режима установленного 9 ноября 2020 года прекращения огня, шаги Азербайджана по провоцированию гуманитарного кризиса в Арцахе в марте этого года и воспрепятствование работе формата ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта свидетельствуют о том, что для обеспечения безопасности в регионе необходимо эффективное сотрудничество стран-участниц ОБСЕ», — заявил, выступая на ежегодной конференции по обзору проблем в области безопасности, заместитель министра иностранных дел Армении Ваге Геворгян.
Выразив поддержку формату сопредседательства Минской группы ОБСЕ, он отметил важность деятельность последних, направленную на обеспечение реализации народом Арцаха своих прав, в том числе права самостоятельно определять свое будущее, как ключевой целью урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Геворгян подчеркнул также важность участия ОБСЕ в гуманитарных вопросах, включая освобождение армянских военнопленных и освобождения заложников, защиту культурного наследия.
Это реальные факты, опровергнуть которые не под силу ни Турции, ни Азербайджану.
Вот в такой ситуации Армения ведет переговоры с Турцией о налаживании отношений, а с Азербайджаном – о мире и стабильности в регионе… Причем, в условиях неуемных аппетитов обоих.