Заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид, на минувшей неделе находившаяся с региональным визитом в Армении, заявила радиостанции «Азатутюн», что Соединенные Штаты поддерживают формат сопредседательства Минской группы ОБСЕ и по-прежнему считают его важным, особенно в вопросе Нагорного Карабаха. На уточняющий вопрос, сотрудничают ли они с Россией, заместитель госсекретаря ответила: «Да, Россия является сопредседателем Минской группы. Да, Франция, США и Россия продолжат этот формат».
Это можно сказать, вопреки заявлениям президента Азербайджана Алиева, который что ни день утверждает, якобы карабахский конфликт он решил силой, посему миссию МГ ОБСЕ также можно считать исчерпанной.
Но если подобные заявления повторяются изо дня в день — значит и сами своим словам не верят, тем более, что им не верит и мировое сообщество.
Еще раз напомним Азербайджану: после 9 ноября 2020 года (день подписания трехстороннего заявления, которое фактически положило конец кровопролитной 44-дневной войне) до сих пор ни одна международная организация, заинтересованная в урегулировании Карабахского конфликта, ни словом не обмолвилась, что проблема исчерпана. Более того, все напирают на то, что нерешенным остается окончательный статус Нагорного Карабаха.
Да, нашлись недальновидные руководители государств, поспешившие поздравить Алиева, можно сказать, за кровопролитие, но жизнь каждый Божий день доказывает, что закон бумеранга никто не отменял. Да это и невозможно. Но это к слову.
Да, и МГ ОБСЕ, и другие международные организации (не имеющие мандата на урегулирование проблемы Нагорного Карабаха), и Армения, хочется верить, что и сам Азербайджан хотят мира в регионе. Но, к сожалению, разное у нас с соседней страной видение путей достижения этого мира.
Свидетельством тому — представленные Азербайджаном 10 марта с.г. так называемые принципы нормализации отношений с Арменией. Излишне говорить, что состоящий из пяти пунктов документ весьма смахивает на ультиматум. И ни слова о статусе Нагорного Карабаха.
Дешевенькая шустрость Алиева и его приспешников не прошла. Армения тут же обратилась к единственной организации, наделенной мандатом на содействие урегулированию конфликта – Минской группе ОБСЕ, — а спустя месяц представила и свои предложения, в которых охвачены вопросы безопасности, защиты прав армян Нагорного Карабаха, равно как и окончательного статуса Карабаха.
Не секрет, что МГ ОБСЕ никогда не была по душе Алиеву — три державы, важные акторы мировой политической арены, должны решать судьбу армянонаселенного, исконно армянского Карабаха. Прекрасно понимая, что вариантов не много, Карабах либо может сформироваться как независимое государство (каковым де-факто является на протяжении почти трех десятков лет), войти в состав Армении, войти в состав Российской Федерации (с 1805 по май 1918 года, до прихода большевиков в регион, Нагорный Карабах входил в состав Елизаветпольской губернии Российской империи, что прекрасно известно Азербайджану и чего он ужасно боится), и в наихудшем случае войти в состав Азербайджана.
Именно чтобы предотвратить первые три варианта, Алиев и затеял кровавую войну, доказав тем самым, однако, что Азербайджан никогда не может гарантировать безопасность армян, если, упаси Боже, Карабах вдруг окажется в составе Азербайджана.
Алиев это подтверждает ежедневно. И это должны учитывать страны-сопредседатели МГ. О какой безопасности может разглагольствовать Алиев (даже если подпишет 100 документов об этом и поклянется честью предков), когда накал агрессии не снижается не только в Нагорном Карабахе, но и на границе с Арменией.
Армяноненавистская политика Азербайджана не прекращается на протяжении уже трех десятилетий. А после 44-дневной войны, помимо преднамеренного и планомерного уничтожения любых следов армянственности на оккупированных территориях, Азербайджан интенсивно впрягся в реализацию подлого замысла вытеснения коренного армянского населения с его исторической родины.
Именно поэтому, в отличие от азербайджанских предложений, которые охватывают лишь их собственные, откровенно корыстные интересы и где нет ни слова о Карабахе (акцент принципа территориальной целостности, по мнению Баку, полностью решает вопрос), армянская сторона в своих предложениях фиксирует, что для армянской стороны являются принципиальными вопросы обеспечения безопасности армян Нагорного Карабаха, соблюдения их прав и свобод, а также определение окончательного статуса Нагорного Карабаха.
ВОЗВРАЩАЯСЬ к заявлению госпожи Карен Донфрид о продолжении формата сопредседательства МГ ОБСЕ в составе Франции, США и России, напомним, что еще в апреле с.г. министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил, что его американский и французский коллеги отменили сопредседательство трех стран Минской группы ОБСЕ, заявив, что не будут общаться с Россией в этом формате. Однако Вашингтон и Париж своими дальнейшими заявлениями не подтвердили это.
Ныне же последовало заявление заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии о поддержке формата сопредседательства.
Россия, участие которой в формате Минской группы весьма важно для Республики Армения, сразу отреагировала на заявление госпожи Донфрид.
«Если бы Вашингтон и Париж действительно учитывали уникальный посреднический формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ, они бы не проигнорировали мандат, одобренный всеми государствами-участниками ОБСЕ и 24 февраля (в день начала специальной военной операции в Украине – Г.С.), демонстративно, без каких-либо консультаций, не разорвали бы связи с российским сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Это нанесло непоправимый ущерб работе сопредседателей, — заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, добавив: — Россия больше всего заинтересована в нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Она не может допустить, чтобы политизированные шаги некоторых внешних игроков подорвали бы и без того непростые усилия по восстановлению мира и стабильности в регионе».
Отметим, что шестой пункт предложений армянской стороны по урегулированию отношений с Азербайджаном содержит и напоминание о том, что для соответствующих переговоров Армения обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ. Остается надеяться, что, несмотря на воцарившийся в мире хаос и неестественные развития, МГ, наделенная международным мандатом содействовать урегулированию Карабахского конфликта, активизирует свою деятельность и решит вопрос окончательного статуса Нагорного Карабаха.