Главы МИД Армении и России подробно обсудили комплекс вопросов, связанных с нагорно-карабахским урегулированием, усилия, которые прилагают для этого Россия и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ. “Мы высоко ценим эти усилия, направленные на исключительно мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, и я думаю, что мы будем продолжать работу в этом ключе”, — отметил Э.Налбандян.
По словам С.Лаврова, Россия поддерживает приверженность Еревана исключительно мирному урегулированию этого конфликта. “Убеждены, что необходимо и дальше продолжать усилия по содействию сторонам в выработке взаимоприемлемой консенсусной основы для урегулирования. Это один из наших внешнеполитических приоритетов, он находится на контроле Президента России В.В.Путина. Россия, как участник “тройки” сопредседателей Минской группы ОБСЕ, одобренной в качестве коллективного посредника Советом безопасности ООН, продолжит играть активную роль в содействии достижению позитивного результата”, — заверил он.
Комментируя по просьбе журналистов решение Политического комитета ПАСЕ одобрить доклад британского парламентария Роберта Уолтера по Нагорному Карабаху, глава МИД Армении отметил, что Азербайджан пытается перенести обсуждения нагорно-карабахского урегулирования в другие форматы, тогда как единственный формат, который имеет мандат международного сообщества, — это мандат, данный сопредседателям МГ ОБСЕ, которые занимаются посредничеством по карабахскому урегулированию.
“Позиция Армении абсолютно совпадает с позицией сопредседателей в том, что другие структуры, организации не должны предпринимать какие-либо шаги, которые могут помешать процессу мирного урегулирования и, особенно, способствовать росту напряженности в регионе. И в этом плане, конечно, попытки перенести в другие форматы, а Вы сами прекрасно знаете, что ни один конфликт никогда не был решен посредством Парламентской Ассамблеи, контрпродуктивны. Есть утвержденный мандат, данный сопредседателям МГ ОБСЕ. Стороны конфликта должны работать совместно с сопредседателями, с тем, чтобы найти исключительно мирное урегулирование этой проблемы”, — сказал министр.
Э.Налбандян подчеркнул, что автор доклада — человек, который долгие годы был в группе друзей Азербайджана в британском парламенте, который, по сведениям, опубликованным в британской же прессе, финансируется из Баку соответствующими фондами Азербайджана, никак не мог иметь непредвзятую позицию, тем паче, что, как писала та же британская пресса, он и некоторые члены его семьи имеют финансовые и экономические интересы в Азербайджане.
“Было очень странно, что за два дня до того, как он завершил свою миссию в качестве британского парламентария и, соответственно, члена ПАСЕ, он решил быстро состряпать этот документ. Практически за год до окончания мандата докладчика он состряпал этот доклад. Я не буду его комментировать, поскольку не думаю, что он достоин комментария”, — сказал армянский министр.
Он напомнил, что то же азербайджанское руководство всякие документы, принимаемые ПАСЕ, комментирует по-разному. “Предпоследний документ, который был утвержден этой структурой касательно Азербайджана, руководство этой страны назвало клочком бумаги, проявлением исламофобии, а этот документ они представляют чуть ли не одним из основных документов международных отношений и права, чуть ли не наравне с Уставом ООН. Комментарии оставлю на совести самих азербайджанцев и их друзей”, — сказал Э.Налбандян.
Сергей Лавров, со своей стороны, подчеркнул: “Мы — Россия, Соединенные Штаты и Франция — твердо против того, чтобы в нагорно-карабахском урегулировании вместо последовательного, делового, терпеливого диалога — вопрос действительно очень сложный, со своей историей, — чтобы вместо такого диалога, пытались выносить эту тему на различные международные площадки, которые урегулированием не занимаются.
По крайней мере никто им такого поручения от имени международного сообщества не давал. Сопредседатели работают на основе договоренностей сторон, на основе договоренностей, которые одобрены Советом безопасности ООН.
Эта тройка является уполномоченным коллективным посредником по нагорно-карабахскому урегулированию, и любые резкие радикальные действия, кем бы они ни предпринимались, только вредят делу и вредят работе сопредседателей, которые, повторю, весьма и весьма активно работают, не всегда публично, но мы всегда находимся в постоянном контакте со сторонами и на уровне министров, и на уровне наших специальных представителей”.