Правда, в лице своего специального представителя по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаара.
«С удовольствием прочитал заявление президента Ильхама Алиева на 9-ом Бакинском глобальном форуме. Настало время установить мир и сотрудничество и после позитивной динамики с Арменией перейти к практической реализации. Европейский союз решительно поддерживает это», — написал он на своей странице в «Twitter».
Статус для Алиева – что красна тряпка…
Напомним, что на том форуме Алиев сказал: «Думаю, мы можем, если обе стороны будут работать добросовестно, подписать мирное соглашение в течение одного года». При этом пригрозил, что если армянская сторона продолжит поднимать вопрос о статусе Нагорного Карабаха, это может привести к новой конфронтации, мотивируя тем, что «есть устная договоренность не говорить о статусе».
Заметим, он не конкретизирует, с кем именно устно договорился не говорить о статусе Нагорного Карабаха. Если не говорит — значит, врет в очередной раз, ибо все высокопоставленные чиновники Армении, ответственные за будущее Армении и Карабаха, заявляют, что проблема Нагорного Карабаха никуда не делась, продолжает существовать.
Да, к сведению господина Клаара. В том же выступлении Алиев продолжает угрозы. «Любые спекуляции по поводу Минской группы в Армении или в какой-то другой стране вызывают в Азербайджане лишь раздражение. Мы урегулировали конфликт. Разработанные Минской группой Мадридские принципы решены», — заявил он.
Поняли, как в советском анекдоте о машине скорой помощи – «сама едет, сама давит, сама помощь подает»… Сам начал войну, силой (читай — турецкой) якобы решил проблему, и теперь решает вопрос о мире.
Возникает вопрос: почему международные организации и их представители столь «ювелирно» обходят угрозы агрессора, не ставят на место того, кто пренебрегает мировым сообществом. Неужто издержки профессии — мол, не создавать скандал из-за каждого необдуманного высказывания. А может, просто согласны с Алиевым относительно угроз в адрес Армении – мол, делай, что хочешь, лишь бы мирный договор был подписан.
Неужто ни у кого не возникает элементарная мысль, что с подобными соседями (Азербайджан вкупе с Турцией) такое соглашение весьма смахивает на филькину грамоту.
Конечно, имеет право на существование и вариант игнорирования угроз Алиева. Они-то – в Европе или Америке, — могут игнорировать и хихикать над Алиевым, но мы-то рядом, и угрозы звучат в наш адрес.
Кстати, при поиске в интернете данного приветствия Клаара по поводу высказывания Алиева на мониторе появился целый букет приветствий от господина Клаара как в адрес Алиева, так и Армении.
Нет сомнения, что приветствия продолжатся, а проблема Нагорного Карабаха и вопрос его статуса, как говорится, и ныне там.
Хочется верить, что вторую часть выступления Алиева, где звучат прямые угрозы в адрес Армении, Европейский Союз в лице своего спецпредставителя не приветствует.
Президент — телепат
В перерывах между почти ежедневными угрозами в адрес Армении президент Азербайджана начал заниматься и телепатией. Вернее, гадать, что думает руководство Армении и озвучивать свои домыслы. Видать, возраст и статус бессменного владыки страны уже дают о себе знать.
На том же вышеупомянутом форуме он заявил, что Армения неискренна в процессе достижения мира.
На это ложное обвинение ответил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в своем интервью государственному информационному агентству «Арменпресс», напомнив, что правительство Республики Армения неоднократно доказывало свою готовность приложить усилия для установления долгосрочного мира и стабильности в регионе. Но Азербайджан также должен предпринять активные и искренние шаги в этом направлении. Установление мира не может быть результатом усилий только одной стороны, так же как мирные переговоры не могут основываться на предложениях только одной стороны.
Коснувшись проблемы, он заметил, что какие бы заявления ни делались, нагорно-карабахский вопрос продолжает существовать — до тех пор, пока не найдены достаточные гарантии защиты безопасности и всех прав армян Арцаха, а также вытекающего из этого вопросы статуса Нагорного Карабаха.
Господин Мирзоян особо подчеркнул, что в современном мире ситуация, созданная в результате применения силы, не может быть решением проблемы. Утверждение, что в результате применения силы нет даже Нагорного Карабаха, тоже не говорит о конструктивности Азербайджана. То же самое, по мнению главы внешнеполитического ведомства Армении, можно сказать и о заявлениях властей Азербайджана о том, что формата сопредседателей Минской группы ОБСЕ не существует.
И вот почему: никто не приостанавливал и без соответствующего решения международного института, его определяющего, не может приостановить международный мандат сопредседателей, данный с целью способствовать политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта. И если стороны действительно хотят искренне вести переговоры, находить взаимоприемлемые решения, добиваться прочного, всеобъемлющего мира, то почему бы этим переговорам не состояться именно в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ — формате, который явно пользуется поддержкой международного сообщества. Не использовать его опыт и потенциал просто нелогично и неразумно.
Однако в нелогичности и неразумности руководства соседнего государства приходится убеждаться каждый Божий день.
Коснувшись другого обвинения Алиева – что, мол армянская сторона затягивает процесс разблокирования региона, глава МИД сказал, что Армения заинтересована в разблокировании всех транспортных и экономических инфраструктур в регионе, что подтверждено трехсторонними заявлениями, принятыми при посредничестве российской стороны в январе и ноябре 2021 года, равно как и договоренностями, достигнутыми в Брюсселе.
Армения добросовестно участвовала в дискуссиях, и процесс проходил бы намного более быстро и гладко, если бы не заявления Азербайджана относительно внетерриториального коридора, которые не имеют ничего общего с обязательствами, взятыми как по трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 год, так и последующими, упомянутыми выше.
В своем интервью министр еще раз четко объяснил ситуацию: усилия Азербайджана по определению транспортных маршрутов в Лачинском коридоре и деблокировке транспортных артерий в регионе не могут иметь равный статус, по крайней мере, исходя из положений трехстороннего заявления, подписанного 9 ноября 2020 года, четко определяющего статус Лачинского коридора. Тем более, что Нагорный Карабах и Нахичеванская Автономная Республика имеют разные статусы, разных соседей, разные условия безопасности. Соответственно, их связи с Арменией и Азербайджаном не могут быть одинаковыми.