Поиск путей дальнейшего развития интеграционных процессов — такова была основная цель прошедшей на днях в Москве X Международной конференции по вопросам евразийской экономической интеграции, организованной Евразийским банком развития. Повестка форума была довольно насыщенной. Участникам предстояло обсудить стратегические направления сотрудничества в ключевых отраслях экономики, валютно-финансовой интеграции, а также вопросы укрепления дальнейшего межгосударственного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза.
“Специфика сегодняшних мировых развитий заключается в том, чтобы не остаться в изоляции и сформировать реально работающие интеграционные объединения, — констатировал на открытии форума председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин. — В текущих экономических условиях вопрос интеграционных процессов приобретает особую остроту. Мы видим, что происходит в мире: образуется тихоокеанское партнерство, терпит взлеты и падения европейская интеграция, на активные позиции выходит Китай. В подобных экономических и геополитических условиях отдельной стране сложно находиться вне какого-либо интеграционного альянса. Именно поэтому вопрос развития и процветания наших стран — стран Восточной Европы и Центральной Азии — будет решаться в зависимости от того, как мы сможем адаптироваться к процессам, происходящим вокруг нас”, — пояснил глава банка.
Подчеркнув значимость инициированных ЕАБР общений, г-н Панкин отметил, что они стали эффективным инструментом обмена информацией для представителей финансовых институтов, органов власти, субъектов экономической деятельности государств-участников банка. При этом сам дискуссионный характер конференций ЕАБР и вырабатываемые в ходе обсуждений рекомендации способствуют формированию новых подходов к инвестиционной политике самого банка.
Кстати, ЕАБР в этом году принял на себя важнейшее обязательство: он сменил вывеску антикризисного банка, которая была на протяжении последних лет, и сейчас взял на себя амбициозную задачу банка развития в евразийском сообществе. В связи с этим участники московской конференции детально обсуждали возможные варианты активного вовлечения ЕАБР в процесс реализации поставленных задач для роста экономик стран Евразийского союза.
Ядром конференции стало пленарное заседание с участием члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского, члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕАК Тимура Сулейменова, заместителя министра финансов РФ Юрия Зубарева, научного руководителя Института экономики РАН — члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга и др. Помимо этого, были проведены четыре отдельные секции, где в формате дискуссии поднимались вопросы инфраструктурного развития, возможности промышленной кооперации, сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути, формирования общего финансового рынка.
“В мире существуют 94 интеграционных объединения, однако не все они одинаково хорошо функционируют”, — дал свою оценку модератор пленарного заседания, председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин. При этом некоторые международные объединения он охарактеризовал, как “зомби-организации” и “организации, находящиеся в состоянии комы”. “Важными факторами для успешности интеграционных объединений является реальный экономический рост и улучшение благосостояния жителей стран союза. Наряду с этим важна ориентация на совместное снижение различных бюрократических барьеров. Мне бы хотелось, чтобы наши усилия были направлены на интересные инвестиционные проекты, которые бы имели международную конкурентоспособность, и способствовали успеху наших интеграционных проектов”, — заявил г-н Панкин.
В ходе пресс-брифинга, отвечая на вопрос корр. “РА”, возможно ли появление в ЕАЭС единой валюты, с учетом того, что на сегодня среди интеграционных объединений лишь Европейский союз имеет единую валюту, руководитель Евразийского банка развития заявил, что это возможно только в долгосрочной перспективе.
“Евразийский союз шел к формированию единой валюты более 20 лет интеграционных процессов. Но без координации финансовой, валютной политики введение единой валюты было бы крайне ошибочным и только привело бы к возникновению дополнительных проблем. Что мы сейчас видим: уже есть элементы координации валютной политики. Мы говорим о том, что все страны переходят на режим инфляционного таргетирования, режим плавающих валютных курсов, согласуют бюджетные подходы. Вот такой постепенный процесс может в перспективе привести к формированию единой валюты. Но это не одномоментный вопрос. Скорее, введение единой валюты — это венец процесса, а не его начало”, — высказал свою точку зрения г-н Панкин.
В свою очередь, член Коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской комиссии Тимур Сулейменов заявил, что пока нет необходимости в создании единой валюты ЕАЭС. По его словам, хотя Беларусь, Россия и Казахстан стараются сейчас углубить взаимодействие финансовых систем, существующий уровень экономической интеграции показывает, что объективных экономических предпосылок для введения единой национальной валюты на пространстве государств-членов ЕАЭС на сегодняшний день не существует.
“Я считаю, что любое необоснованное, несвоевременное решение — это всегда минус. На каждое интеграционное решение необходим экономический заказ. Пока, полагаю, по единой валюте не назрел экономический заказ. А создание единой валюты очень серьезный шаг, поскольку при этом теряется суверенитет денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Чтобы решиться на этот шаг, должны быть очень веские основания. Пока я их не вижу”, — резюмировал Тимур Сулейменов.
На форуме был рассмотрен и ряд других тем. В частности, обсуждались механизмы финансовой поддержки проектов в области энергетики, транспорта и телекоммуникаций, а также возможности промышленной кооперации в преодолении сырьевой направленности экспорта ЕАЭС. В этом плане, как отметил в ходе конференции директор Департамента промышленной политики ЕАК Владимир Мальцев, промышленное сотрудничество, направленное на проведение согласованной промышленной политики внутри Евразийского пространства, является одним из важнейших и перспективных механизмов нового этапа интеграции стран ЕАЭС. Подобный подход позволит ускорить развитие промышленности стран-участников ЕАЭС, повысив заодно конкурентоспособность промкомплексов и их инновационную активность.