Готовясь к реформированию Основного Закона, политические силы Армении формируют штабы по проведению агитационной кампании. Напомним, референдум по конституционной реформе указом Президента РА назначен на 6 декабря с.г.
Буквально на днях руководителем штаба правящей Республиканской партии Армении назначен премьер-министр РА Овик Абрамян. Ему поручено сформировать штаб. Однако следует отметить, что, не дожидаясь формирования штаба, РПА уже активно занялась агитационной деятельностью. Активисты партии, депутаты каждый Божий день встречаются с представителями различных слоев населения, выступают с пресс-конференциями, ведут разъяснительную работу — почему нужно высказаться за кардинальные изменения Основного Закона, что даст стране парламентская форма правления, какими полномочиями будут наделены ветви власти.
Известно, что Армянская революционная федерация “Дашнакцутюн”, целиком и полностью поддерживая идею конституционной реформы, намерена выступить с отдельным штабом и вообще вести агиткампанию самостоятельно. Если верны муссируемые в политических кулуарах слухи о том, что после референдума АРФД составит с РПА коалицию, лучший формат трудно было бы придумать: проводимая самостоятельно агитация более зримо и конкретно продемонстрирует роль “Дашнакцутюн” в лагере “Да” (в Армении сторонников конституционной реформы условно называют лагерем “Да”, противников, соответственно, — “Нет”).
Тот же стиль деятельности избрала и вторая по численности парламентская сила — партия “Процветающая Армения”. Впрочем, здесь имеются определенные сложности: некоторая часть фракции придерживается прежней позиции неприятия реформ, по всей вероятности, в рядах партии имеются люди, придерживающиеся таких взглядов. Однако актив партии, заявивший, что поддерживает реформу и проголосовавший за принятие документа, сформировав штаб, намерен работать на поле “Да”. Партия, правда, пока штаб не сформировала и даже не выступила с заявлением по этому поводу, но эта многочисленная партия поддерживает ожидающиеся перемены в Армении.
Что же происходит в стане “Нет”? Буквально на днях Армянский национальный конгресс и Народная партия Армении сформировали совместный штаб, который возглавил лидер фракции АНК Левон Зурабян. Данная сила намерена развернуть серьезную борьбу за свои идеи, в состав штаба включены депутаты Арам Манукян, экс-заместитель Генерального прокурора Гагик Джаангирян, экс-парламентарий Ваагн Хачатрян, которые умеют и говорить, и кое в чем убеждать людей. Уже сформированы региональные штабы, назначены руководители. Так что агиткампания пройдет в атмосфере столкновения принципов и идей, будет полнейший плюрализм, как и подобает демократическому обществу.
На днях с заявлением выступило общественно-политическое объединение “Айкакан верацнунд” (“Армянское возрождение”), как известно, сформировавшееся на базе партии “Оринац еркир”. Готовясь к следующим парламентским выборам, утратившая в Армении в последние годы рейтинг, данная партия, создавая это искусственно рожденное объединение, пытается выступить под новым именем, введя в заблуждение электорат, и получить вожделенные мандаты, иметь парламентское представительство в НС следующего созыва. Однако всем известно, что в объединении преимущественно партии и организации, состоящие из одного-двух человек, они не функционируют, какое-то время были зарегистрированы в Министерстве юстиции, и ныне настало время ввести их в игру.
Когда Президент РА Серж Саргсян инициировал конституционные реформы, ПОЕ не выступала столь ярым противником кардинальных изменений в стране. Впоследствии, мотивировав тем, что ее предложения не в полной мере нашли отражение в проекте документа, начали высказываться против. Свое официальное заявление ПОЕ на днях озвучила от имени “Армянского возрождения” — по всей видимости, для большей солидности. Однако на политическом поле Армении всем прекрасно известно, что главную скрипку в нем играет лидер ПОЕ Артур Багдасарян, никогда всерьез не вступавший в борьбу с властями, даже будучи время от времени в стане оппозиции. Какой фокус выкинет ПОЕ на этот раз, покажет ближайшее будущее. Но дело в том, что находящиеся в лагере “Нет” не желают сотрудничать с Артуром Багдасаряном, ибо просто не доверяют ему. Так что в этом стане единством изначально и не пахнет.
Позиция “Наследия” — это особый разговор. Тут, собственно, позиции и нет, как таковой, наследие оказалось в положении. Отец-основатель и бессменный лидер партии Раффи Ованнисян, вкупе с небезызвестным Жирайром Сефиляном, также пытаются сформировать фронт противников конституционных реформ, и в этом процессе, вероятно, даже не заметили, что фракции “Наследие” более не существует. “РА” неоднократно писала, что в этой фракции, состоящей из 5 человек, членом партии является только Заруи Постанджян. Ныне — с уходом в отставку Рубика Акопяна — фракция осталась без руля и без ветрил. Собранная, что называется, с бору по сосенке (в нее вошли представители разных партий), фракция эта никак не может собраться, чтобы избрать лидера. Вне всякого сомнения, делается это вполне осознанно — чтобы не избирать лидером одиозную личность Заруи Постанджян. И по всей вероятности, до истечения полномочий нынешнего созыва НС ситуация останется неизменной. Так что в парламенте при нынешнем раскладе можно констатировать “минус одна фракция”. И невольно возникает вопрос: как намерен Раффи Ованнисян бороться против конституционных реформ, если в своем “собственном хозяйстве” (читай — фракции) не удается навести порядок, спустя два с половиной года после парламентских выборов фактически сведя на нет представляющую собственную политическую силу фракцию.