Компания “Электрические сети Армении” (ЭСА) продолжит исполнять ранее взятые на себя обязательства в полном объеме. Об этом на днях заявил президент группы компаний “Ташир” Самвел Карапетян, являющейся новым собственником ЭСА. После смены владельца, управление компанией, по словам г-на Карапетяна, будет прозрачным и понятным для общественности, основанным на важнейшей составляющей корпоративной социальной ответственности.
ЗАО “Электрические сети Армении” готовится к реформам
Среди приоритетных задач развития ЭСА — внедрение антикризисной программы, оптимизация финансовой деятельности компании, повышение качества предоставляемых услуг, обеспечение контроля финансово-экономической деятельности, в том числе посредством внедрения соответствующих новейших технологий.
“Прежде всего, планируем модернизацию инфраструктуры распределительных сетей посредством эффективных инвестиций. Будем вести тотальную бескомпромиссную борьбу против порочных явлений, коррумпированных работников и недобросовестных потребителей, — раскрыл детали стратегии реформ в ЗАО “Электрические сети Армении” глава ГК “Ташир”.
При этом он добавил, что посредством концентрирования внутренних ресурсов, в том числе уменьшения потерь электроэнергии, новое руководство сократит расходы компании, в результате чего в дальнейшем появится возможность избежать повышения тарифов на электроэнергию в части ЭСА.
“Интересы трехмиллионного народа для нас, несомненно, важны. Они не могут сравниться с выгодой, либо интересами некоторых коррумпированных сотрудников и недобросовестных потребителей. Кроме того, с целью поддержки населения Армении принято решение в течение последующего года за счет моих личных средств паритетно с правительством страны компенсировать разницу между повышенным и действовавшим до 1 августа 2015 года тарифами на электроэнергию для населения и малого бизнеса. Мы готовы к новым подходам, новому качеству работы, к честным и конструктивным партнерским отношениям”, — пояснил президент ГК “Ташир”.
На днях также стало известно имя нового генерального директора ЭСА, который сменил на этом посту Евгения Бибина, руководившего компанией с 2011 года. Им стал Карен Арутюнян, ранее работавший в руководящих структурах ЗАО “Электрические сети Армении”.
От развития атомной энергетики до регионального сотрудничества и интеграции
Помимо энергораспределительной компании, перемены ожидаются также и в целом в отечественной энергетической системе. Основные направления дальнейшего развития энергосистемы указаны в новом документе “Пути развития энергосистемы РА в долгосрочной перспективе (до 2036 года)”, который, как отметил в беседе с нами заместитель министра энергетики и природных ресурсов Арег Галстян, уже прошел стадию обсуждений и в скором времени будет представлен на утверждение правительства.
Программные документы, действующие в этой сфере с 2007 года, по-прежнему остаются базовыми. Среди них долгосрочная программа развития энергетики, принятая как раз в 2007 году, далее концепция обеспечения энергетической безопасности страны, утвержденная в 2013 году по указу Президента Армении, а также план мероприятий на 2014-2020гг. для обеспечения положений вышеуказанной концепции.
“Эти документы являются базовыми стратегическими документами развития энергетики страны. И мы в нашей работе руководствуемся этими документами. Однако за последние пару лет произошли события (как благоприятные, так и нет), которые привели к необходимости внести некоторые коррективы в программу мероприятий. В итоге, мы решили предусмотреть в плане мероприятий предложенные на рынке новые технологии и оборудование для всех сфер энергетики в среднесрочной и долгосрочной перспективе вплоть до 2036 года”, — пояснил замминистра.
Основной вектор развития энергосистемы нашей страны, согласно новому документу, направлен на развитие атомной энергетики, региональное сотрудничество и интеграцию, максимальное использование собственных энергоресурсов, в том числе и возобновляемых, диверсификацию путей ввоза первичных энергоносителей и энергосбережение.
С учетом прогнозных изменений технологий
Что касается факторов, повлиявших на ситуацию в энергосистеме Армении, то наш собеседник выделил, прежде всего, формирование более благоприятных условий в региональном плане, которые дают возможность интенсифицировать процессы по интеграции электроэнергетических региональных рынков.
С учетом снятия санкций и ограничений в торгово-экономических отношениях с Ираном, перед Арменией тоже открываются широкие возможности расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в сфере энергетики.
На сегодня уже осуществляется строительство третьей высоковольтной линии электропередачи, строительство которой планируется завершить в 2018 году. Это даст возможность повысить объем передаваемой энергии в Иран до 6,9 млрд кВт/ч в год. Плюс к этому между двумя странами на подходе реализация еще одной перспективной программы — строительство Мегринской ГЭС на армяно-иранской границе. Практически решен вопрос финансирования строительства ЛЭП 400 кВ Ддмашен-Айрум и подстанции 400 кВ со вставкой постоянного тока на границе с Грузией. Реализация этого проекта позволит организовать работу энергосистемы Армении и Грузии в параллельном асинхронном режиме.
— Надо сказать, что наша новая программа мероприятий долгосрочного развития энергосистемы была разработана при содействии Агентства США по международному развитию (USAID) при участии американских экспертов, а также специалистов Института энергетики. В оптимизационную модель заложены все первичные энергоресурсы: газ, уголь, нефтепродукты, вода, ядерное топливо, торф, дрова — одним словом, все то, что используется в Армении населением, транспортом и промышленностью. Модель учитывает прогнозные изменения энергосберегающих и энергоэффективных технологий во всех сферах потребления, капитальные и эксплуатационные затраты, — рассказал г-н Галстян.
Безальтернативный атом
В итоге, основные рекомендации экспертов сводятся к тому, что у Армении нет альтернативы развитию атомной энергетике. Другой вопрос, будет ли идти речь о строительстве одного энергоблока мощностью 1000 МВт или же меньшей мощности, скажем, в 600 МВт. Такой вариант тоже рассматривался при разработке программы, исходя из того, что на рынке появились ядерные энергоблоки средней мощности (аналогичные той технологии, которая используется на нашей АЭС).
— Конечно же, для нас предпочтительнее использовать водо-водяные энергетические реакторы, поскольку мы уже аккумулировали очень большой опыт эксплуатации подобных технологий, у нас есть “школа”, специалисты. Несмотря на то, что в наших базовых расчетах учтен “тысячник”, при разработке нового документа “программный пакет” нам рекомендовал ядерный блок мощностью в 600 МВт. Время для детального изучения этих технологий, экономического обоснования и анализа того, насколько они удовлетворяют наши специфические условия площадки, у нас есть, учитывая то, что было принято решение о продлении срока эксплуатации действующего блока АЭС на 10 лет, — резюмировал наш собеседник.