Делимитация и демаркация армяно-азербайджанской границы, урегулирование отношений Армении с Азербайджаном и Турцией, статус Республики Арцах, реакция мирового сообщества на агрессивную риторику Азербайджана – эти и другие вопросы прокомментировал в беседе с «РА» Посол по особым поручениям Эдмон Марукян.
— Тема делимитации/демаркации армяно-азербайджанской границы вызывает много вопросов.Почему Армения, прежде чем начать этот процесс, не требует вывода азербайджанских войск с суверенной территории нашей страны? Тем более, что нарушения режима прекращения огня азербайджанцами в последнее время ведутся именно с занятых ими на территории Армении позиций.
— Армянская сторона неоднократно выступала с требованием вывести с территории Республики Армения азербайджанские вооруженные силы. Эта проблема была затронута и в заявлении МИД РА, осудившем совершенное 29 мая грубое нарушение азербайджанцами режима прекращения огня – в нем мы вновь привлекли внимание мировой общественности к факту вторжения в мае 2021 года подразделений ВС Азербайджана на суверенную территорию Республики Армения и оккупации более 45 квадратных километров территории. Требование об отводе азербайджанских войск сопровождалось также нашим предложением о зеркальном отводе войск от армяно-азербайджанской границы и дислокации в пограничной зоне наблюдательской миссии, которое так и осталось без ответа.
Очевидно, что проблема отвода азербайджанских войск, вопросы грубых нарушений режима перемирия станут предметом обсуждения в новосозданной комиссии по делимитации и вопросам пограничной безопасности государственной границы между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой.
— В армянской общественности наблюдается непонимание того, как можно вести переговоры по вопросу делимитации/демаркации с Азербайджаном в условиях, когда президент Азербайджана заявляет, что делимитация/демаркация армяно-азербайджанской границы навсегда закроет вопрос статуса Арцаха и при этом вновь предъявляет территориальные претензии к Армении, объявляя территорию нашей страны «исконно азербайджанской» и угрожая применением силы «для ее освобождения». Как Вы это прокомментируете?
— Президент Азербайджана прекрасно понимает, что еще не стартовавший процесс делимитации границы с Республикой Армения не имеет никакой связи с урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта. Эти заявления он делает, чтобы удовлетворить аппетиты внутренней аудитории: мол, смотрите, мы не обсуждаем вопрос Нагорного Карабаха с Республикой Армения, однако «слона-то не приметить» невозможно.
Мы неоднократно отмечали, что переговоры по урегулированию отношений между Арменией и Азербайджаном должны проходить на основе предложений обеих сторон, охватывающих всю гамму проблем, в том числе окончательное урегулирование проблемы Нагорного Карабаха. Спекуляциями азербайджанской стороны предпринимается попытка представить проблему Нагорного Карабаха как территориальный спор, тогда как в действительности речь идет о реализации прав армян Арцаха и исключении угрозы этнической чистки.
Заявления, озвученные 27 мая президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, лишний раз свидетельствуют о продолжении Азербайджаном агрессивной и воинственной политики. Посягательства на суверенную территорию соседнего государства, выступление с позиции применения силы для достижения этой цели – ничто иное, как пренебрежение нормами международного права, ставящее под серьезное сомнение искренность намерений Азербайджана достичь мира в регионе. Здесь мы, естественно, ожидаем целевой, адресной и осуждающей реакции мирового сообщества в плане описанных заявлений и поведения президента Азербайджана.
В то же время на реплики – мол, как можно вести переговоры в такой ситуации и т.п., хочу ответить вопросом – а что предлагают наши критики. Полагаю, альтернативы переговорам нет, а если и есть – это новая война, армянская же сторона к сведению всего мира заявила свою повестку мира и стремление вести ее до конца. Естественно, это не означает, что мы не способны отстоять декларированную нами повестку мира, в том числе любыми средствами.
— Последние заявления президента Азербайджана показали, что он не собирается учитывать предложения Армении и намерен продолжить говорить с нашей страной с позиции силы по всем вопросам — от азербайджано-карабахского до пограничных. О каком мирном договоре с Азербайджаном можно говорить в этих условиях? Вы уверены, что даже после подписания тех или иных документов Азербайджан будет блюсти их дух и букву?
— Я уже отметил, что переговоры по урегулированию отношений между Арменией и Азербайджаном должны строиться на предложениях обеих сторон, которые должны охватывать весь комплекс проблем. Если же в Азербайджане полагают, что для армянской стороны это может быть игра с нулевым результатом (zero-sum game), то вынужден разочаровать. Вы спрашиваете, о каком мире или договоре об урегулировании отношений может идти речь в такой ситуации. Да – сложно, архисложно, но наша политическая воля весьма крепка, наши нервы очень прочны и мы будем двигаться вперед со своими подходами. Что касается соблюдения договоренностей, сомнений в готовности Азербайджана хранить верность букве и духу, то я надеюсь, что в Азербайджане верно оценят ситуацию, отложат в сторону эйфорию победы в войне, дабы спокойно рассмотреть все имеющиеся между нами проблемы. В противном случае от несложившегося мира пострадаем не только мы – пострадают все. Пусть никто не думает, что региональный мир нужен исключительно армянской стороне – он нужен всем и может быть установлен только усилиями всех сторон.
— Международное сообщество, в том числе страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, по сути, безучастно взирает на агрессивную риторику и политику Азербайджана. Даже Россия, трепетно относящаяся к подписанному 9 ноября 2020 г. трехстороннему заявлению на уровне президентов РФ, Азербайджана и премьер-министра Армении, предпочитает не указывать официальному Баку на постоянное нарушение им положений этого документа. Алиев свои постулаты о поддержке позиции Азербайджана международным сообществом обосновывает в том числе заявлением главы Евросовета Шарля Мишеля по итогам трехсторонней встречи в Брюсселе. МИД Армении уже дважды обращался к международным посредникам с призывом повлиять на Азербайджан в этом плане. Какой реакции ожидает Ереван, если, как показывают последние 30 лет, простые призывы посредников Баку игнорирует, утверждая, что международное право себя исчерпало и все решает сила?
— Ваш вопрос напомнил мне один эпизод из встречи в Вене политических деятелей Армении и Азербайджана, в котором участвовали также послы и эксперты Евросоюза. Один из представителей Азербайджана заявил, что они решили проблему силой, а когда я озвучил вопрос – какой нормой международного права допускается применение силы против народа, стремящегося к праву на самоопределение, — они быстренько сменили тему, начали оправдываться: мол, они не так выразились, мы якобы неверно комментируем, вырывая из контекста, а они уважают международное право.
Соответственно, вновь должен отметить, что сегодня даже главы атомных супердержав не утверждают, что международного права не существует и вопросы решаются с позиции силы. Где уж говорить о том, что глава одной из стран нашего региона может позволить себе подобное высказывание. Естественно, это не найдет понимания со стороны мирового сообщества.
Что касается заявления Шарля Мишеля, то полагаю – это было одно из самых спекулируемых заявлений последнего времени, между тем в нем четко зафиксировано, что Азербайджан не может не замечать «находящегося в комнате слона». Утверждать, что Нагорного Карабаха не существует и забывать им же подписанный в 2020 году документ, в котором четко обозначен Нагорный Карабах как политическая, территориальная единица и фактор – мировым сообществом подобное всерьез не воспринимается.
— По словам представителей официального Еревана, на переговорах по нормализации армяно-турецких отношений Турция предусловий не выдвигает. Вместе с тем глава МИД Армении признает, что Анкара синхронизирует урегулирование отношений с Ереваном с армяно-азербайджанским процессом. Не означает ли это, что свои предусловия Турция на данном этапе выдвигает через Азербайджан, с которым она действует в тесном тандеме?
— То обстоятельство, что турецкая сторона синхронизирует свои шаги с Азербайджаном и проводит консультации – это они неоднократно подчеркивали публично. В данном случае я бы не сказал, что турецкая сторона выдвигает предусловия, представляя их посредством Азербайджана. Возможно, дожидается прогресса в части армяно-азербайджанских переговоров, что абсолютно не свидетельствует о предварительных условиях, поскольку неоднократно заявлялось, что процесс протекает без предусловий.
— Россия, США и Евросоюз выражают готовность оказать помощь в вопросах урегулирования как армяно-азербайджанских, так и армяно-турецких отношений, а также в процессе делимитации/демаркации армяно-азербайджанской границы. Турция и Азербайджан стремятся от какого бы то ни было посредничества избавиться. Какова позиция Армении?
— Официальные заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ свидетельствуют о том, что они подтверждают свои обязательства как сопредседателей. Армянская сторона неоднократно выражала свою позицию в плане активизации деятельности института сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также благодарна всем акторам мирового сообщества, кто содействует нашей повестке мира.