В преддверии предстоящих 1 ноября парламентских выборов — в Азербайджане — очередных, в Турции — досрочных — ситуация в обеих странах становится все более напряженной. Правда, обстановка в Азербайджане все больше скатывается на рельсы трагикомедии, а вот Турция стоит на пороге серьезных внутриполитических потрясений.
“Похороны” волеизъявления
О выборах в Азербайджане, любых — от муниципальных до президентских — всегда говорили с ироничной усмешкой. Даже наблюдатели, пытавшиеся изыскать в них хоть каплю позитива, в кулуарах называли избирательные процессы в этой стране фарсом. Их исход всегда был запрограммирован, да и азербайджанский избиратель иллюзий на сей счет не питал. Нынешние выборы в парламент, по меткому замечанию азербайджанских журналистов, не тянут даже на пародию — власти действуют открыто и цинично во имя обеспечения безоговорочной победы провластных сил.
Из 1246 зарегистрированных в ЦИК кандидатов 475 уже отказались от выборов, так как считают их проведение бессмысленным в связи с уже составленным властями списком депутатов, которые пройдут в парламент, пишет, в частности, газета “Азадлыг”.
Правительство отказалось даже от пародии на выборы: в Азербайджане не предоставляют бесплатного эфирного времени для предвыборной агитации и пропаганды, а цены на платный эфир слишком высокие. Агитировать могут из списка лишь 70-80 кандидатов, выдвинутых от правящей партии “Ени Азербайджан”. На улицах видны только их агитационные плакаты.
Газета отмечает, что усилиями властей возможность не владеющих значительными финансами кандидатов проводить предвыборную агитацию свелась к нулю, их поставили в такие условия, что начался массовый отказ от участия в выборах. Таким образом, подтвердился факт, что есть заранее составленный властями список депутатов. Фактически власти открыто признались, что только имеющие деньги и включенные в список правящего режима люди могут проводить предвыборную агитацию. “Таким образом, общая картина показывает, что долгие годы находящиеся в “коме” выборы “скончались”. 1 ноября покойника предадут земле”, — иронизирует издание.
Если раньше официальный Баку прилагал хоть какие-то усилия, чтобы сохранить “демократическое” лицо перед западными и международными организациями, то сегодня любая критика со стороны последних вызывает в Азербайджане волчий вой, переходящий в “грозное” тявканье обитателей президентской резиденции. В преддверии выборов Азербайджан имеет самые низкие показатели уровня свободы слова и демократии в отчетах большинства международных организаций. Многие лидеры оппозиции этой страны находятся в тюрьмах или в изгнании. Вполне возможно, что предстоящие выборы будут худшими в истории Азербайджана, отмечает англоязычный сайт Silkroadreporters.com. Многие оппозиционные лидеры, представители гражданского общества и журналисты находятся в тюрьмах, а другая часть активистов и оппозиционных политиков вынужденно покинула страну. Но, несмотря на то, что в стране очень мало независимых оппозиционных активистов, правительство по-прежнему боится волнений и последовательно активирует режим подавления инакомыслия.
Нынешнюю предвыборную ситуацию оппозиция называет худшей за всю историю Азербайджана. Партийные волонтеры похищались, рядовые граждане, которые ставили свои подписи под именами оппозиционных кандидатов, подвергались давлению. ЦИК отказала в регистрации подавляюшему большинству кандидатов от оппозиции. В частности, из 70 кандидатов от “Мусават” регистрацию удалось получить лишь 12.
Азербайджанские власти отказались принять 380 наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. На требование Баку существенно сократить число наблюдателей БДИПЧ ответил решительным отказом направлять на выборы кого-либо вообще. Похоже, наблюдать за азербайджанскими “выборами” будут лишь 13 наблюдателей ПАСЕ (намного меньше, чем в предыдущие годы), да наблюдательские миссии России и СНГ, оценки которых, как правило, вызывают не меньшую иронию, нежели сами выборы в Азербайджане.
Ситуацию можно было бы назвать комичной, если бы эти процессы не сопровождались кровопролитием — арестами, пытками и убийствами инакомыслящих азербайджанцев и эскалацией насилия на границах с Арменией и Арцахом, убийствами мирных армянских жителей и военнослужащих двух армянских государств. Думается, агрессивность Баку в последнее время обусловлена также предстоящими выборами. Правда, получив пару раз, что называется, по зубам, в Баку приутихли и сейчас больше “воюют” в виртуальномм пространстве, распространяя идиотские сообщения о, якобы, наносимых “армянам мощных огневых ударах” и о “панических настроениях в армянском обществе”. Однако на эту дезу клюют разве что провластные азербайджанские СМИ и политологи, да неровно дышащие к азербайджанской кормушке иностранные горе-эксперты.
Турецкий хаос
Если перед Алиевым стоит проблема удержания власти, то задача Эрдогана сложнее — расширение собственных полномочий вплоть до обретения абсолютной власти в Турции. Для этого ему необходимо посредством конституционных изменений превратить Турцию в президентскую республику, и с этой целью, кровь из носу, заполучить конституционное большинство в будущем парламенте. Между тем, Турция не Азербайджан, турецкое общество устроено гораздо сложнее, и определенная его часть, в первую очередь, стремящиеся обрести свою государственность курды, не намерена мириться с проявлениями амбиций и авторитарных замашек Эрдогана. Оба эти фактора ослабляют позиции турецкого президента, партия которого с треском провалилась на июньских выборах, не сумев получить необходимое количество мандатов в парламенте, теперь вместе с самим Эрдоганом день ото дня теряет свой рейтинг. Ведь именно Эрдоган сорвал переговоры по формированию коалиционного правительства и привел страну к досрочным парламентским выборам. Именно Эрдоган, который в бытность премьер-министром начал мирный процесс со считающейся в Турции террористической организаций Рабочей партией Курдистана, в ярости от итогов июньского голосования сорвал перемирие в надежде заполучить голоса националистически настроенной части турецкого общества. Одна из задач Эрдогана — не допустить прохождения в парламент прокурдской Партии демократии народов (ПДН), которая в ходе июньского голосования, превзойдя все ожидания, впервые преодолела 10-процентный барьер, набрав 13,1% голосов. Однако на сегодняшний день снижения рейтинга ПДН и ее лидера Салахаддина Демирташа не наблюдается. Напротив, как отмечает британская The Financial Times, религиозные консерваторы, которые ранее находились в лагере эрдогановской Партии справедливости и развития (ПСР), сплотились с левыми курдами вокруг ПДН, и к ним присоединились курды-алеви, традиционно голосующие за оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП). Турецкие курды обвиняют ПСР в сговоре с группировкой “Исламское государство”, которая уже несколько лет терроризирует страны Ближнего Востока и которую Россия и США объявили самой страшной на сегодняшний день угрозой человечеству.
Кстати, в связях с ИГ правительство страны обвинил и лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу, говоря о теракте в Анкаре 10 октября в столице перед началом митинга под лозунгами “Труд, мир, демократия” в знак протеста против турецко-курдского противостояния, унесшем жизни более 100 человек. “Почему не проследили за террористами, которые ранее находились под наблюдением и прослушивались? Я убежден, что полиция знала о подготовке теракта. Единственная причина, по которой не были приняты меры безопасности и не были задержаны террористы — это отсутствие указаний от властей, которые обеспечивают защиту “ИГ”. Я говорю об этом открыто и ясно”, — заявил Кылычдароглу телеканалу Samanyolu Haber TV.
При всем желании внутренних и внешних сил видеть стабильную и предсказуемую Турцию, надо отметить, что эта страна последовательно погружается в хаос. Практически все эксперты отмечают, что на выборах Эрдоган не получит желаемого большинства в парламенте, чтобы превратить Турцию в президентскую республику. Результат выборов будет приблизительно такой же, как в июне, и в парламент пройдут и кемалистская Народно-республиканская партия, и прокурдская Партия демократии народов.
По итогам выборов, как считает американский политолог Иан Лессер, появится премьер-министр, который вне зависимости от личности, будет ключевой фигурой. Однако останется и Эрдоган, который, по словам Лессера, является символом турецкой политики на международной арене, а также пользуется авторитетом внутри ПСР. “Трудно представить, что такая персона уйдет с политической арены. Все будет зависеть от того, какой сигнал пошлют избиратели. На последних выборах сигнал был ясным: избиратели продемонстрировали, что хотят “укороченной” президентской системы, и они ее получили. Думаю, что Эрдоган доработает свой президентский срок до конца, если не примет решения уйти. И я не считаю, что изменится порядок избрания президента”, — цитирует Лессера Gazeta.ru.
Турецкий же аналитик Ченгиз Актар полагает, что Турция продвигается к бесконечным избирательным процессам, “пока партия могущественного правителя не одержит победу” или же досрочные выборы будут аннулированы из-за объявления состояния войны.
Так или иначе, Эрдоган “пытается остаться у власти, чтобы обеспечить политическое и личное будущее”. “Для достижения этой цели он не станет гнушаться никакими способами, в том числе самыми смертельными и приводящими к хаосу”, — пишет Актар.
Но до того, как мечты Эрдогана разрушатся, Турция, по его словам, сталкивается с еще большими вызовами — падение активов, провал политики на Ближнем Востоке, в особенности в Сирии, а также растущие подозрения международного сообщества о неформальных связях Турции с ИГ. Эрдоган стал “неприкасаемым” и “безответственным” человеком, который принимает решения, ставящие страну и регион в опасную ситуацию. “Это означает хаос для Турции и больше нестабильности для уже незащищенного региона. В настоящее время Эрдоган является частью проблемы и никак не частью решения”, — заключает Актар.