Уже несколько дней, как непосредственно в Армении, а также в кругах, заинтересованных судьбой Южного Кавказа бурно обсуждаются переговоры между премьер-министром Армении Николом Пашиняном, председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Скажем сразу: судя по официальным сообщениям и аналитике, опубликованным СМИ по итогам встречи, в Брюсселе ничего из ряда вон выходящего не произошло — достигнуты договоренности о дальнейшем ходе работ по открытию коммуникаций, о начале функционирования комиссий по демаркации границ между Арменией и Азербайджаном. Проще говоря — обсуждались вопросы, о которых говорят и пишут каждый Божий день.
Кстати, 22 мая состоялась уже третья по счету встреча в данном формате, достигнута договоренность об организации летом четвертой встречи.
Однако политизированный сегмент задается вполне естественным вопросом: означают ли встречи в подобном формате в Брюсселе, что инициативу урегулирования армяно-азербайджанских отношений и судьбу армянонаселенного Карабаха отныне берет под свою ответственность Евросовет в лице его председателя Шарля Мишеля, обходя важный фактор Российской Федерации. Ведь и Армения, и Азербайджан имеют глубокие исторические связи с Россией, именно Россия является единственным стратегическим партнером Армении и именно Россия 9 ноября 2020 года остановила кровопролитную войну в Карабахе, после чего было подписано известное трехстороннее заявление.
Оказывается, Европа не ставит под сомнение договоренности, достигнутые Ереваном и Баку при посредничестве Москвы. Более того, документ актуален, о чем спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил на днях в интервью одному из армянских изданий.
«ЕС всегда подчеркивал необходимость выполнения всех прошлых трехсторонних соглашений, которые служили основой для текущих дискуссий между Арменией и Азербайджаном. Никто не ставит под сомнение актуальность трехсторонних договоренностей, достигнутых с Москвой в 2020 и 2021 годах», — отметил он.
Конечно, нельзя ставить под сомнение вышеупомянутые договоренности, тем более, что Армения полностью выполнила их. Остается, чтобы тот же ЕС принудил президента Алиева также выполнить их, заставил уважать собственную подпись, что, вроде бы, также составляет часть европейской цивилизации, тем более, когда речь идет об институте президента.
Опять таки по словам господина Клаара, усилия ЕС и России, направленные на нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном, не могут рассматриваться как взаимоисключающие.
В этом вопросе важна также позиция Москвы, которая в первую очередь отражается на уровне аналитиков. Активность Брюсселя уже сама по себе говорит о попытке Запада вытеснить Москву из южнокавказского процесса и взять инициативу в свои руки — со всеми вытекающими последствиями. Таково, пожалуй, единодушное мнение всех аналитиков.
По мнению политического аналитика Григория Трофимчука, Россия не намерена отказываться от посреднических усилий, уступить какую-либо инициативу Евросоюзу или США. По его мнению, процесс пока топчется на месте — ситуация остается той же, каким была 9 ноября 2020 года, несмотря на протекающие переговоры и высокую активность посредников.
В интервью, данном опять таки одному из отечественных СМИ, политолог Станислав Тарасов отметил, что самым сложным в процессе урегулирования конфликта является, пожалуй, определение будущего статуса Карабаха, перечислив варианты статуса – от самого приемлемого для армянской стороны до самого неприемлемого.
«Россия присутствует в этом процессе, но в чуть более отдаленном положении, чем прежде, и это обусловлено позициями сторон» — сказал он.
Господин Тарасов не стал раскрывать скобки — о каких позициях сторон идет речь, неужто об изменении геополитического вектора сторон, отметил лишь, что переговоры в трехстороннем формате без согласия Еревана и Баку просто не состоялись бы…
Напомним, что страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в отличие от Алиева, не считают карабахский вопрос решенным, в представленных же Азербайджаном 5 предложениях так называемого «мирного договора» о Карабахе вообще нет ни слова.
Непонятно, как можно вести переговоры, тем более — урегулировать конфликт, не определив статус непосредственной причины конфликта. Тезис территориальной целостности не должен преобладать над правом наций на самоопределение.
Карабах никогда не может быть в составе Азербайджана, поскольку азербайджанцы головорезы в буквальном смысле слова, убийцы, а их президент возвел арменофобию в ранг государственной политики. Азербайджан — агрессор и оккупант — больше года вторгся на суверенную территорию независимой Армении, занимается разбоем, похищает мирных граждан, берет в плен наших военнослужащих на нашей же территории.
С таким соседом жить в мире невозможно. Азербайджан что ни день будет нарушать этот «мирный» договор, а мир – закрывать глаза и уши…
Так что, прежде чем спешить урегулировать конфликт ради того лишь, чтобы перехватить инициативу, европейским чиновникам стоило бы не забывать о международной норме права наций на самоопределение и спасти армянское население Карабаха, которое, наравне с другими нациями – теми же французами, немцами, итальянцами, испанцами, — имеет священное, неотъемлемое право жить в безопасности на земле предков.
Статья опубликована 27 мая, 2022 21:28
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…