Поддержка международного сообщества и оказание давления — наиболее эффективный способ возвращения военнопленных и других удерживаемых в Азербайджане лиц, выразил уверенность премьер-министр Никол Пашинян, в ходе очередного диалога парламент правительство отвечая на вопрос одного из депутатов относительно международной посреднической работы в этом плане.
Подчеркнув, что это одна из основных тем, обсуждаемых в Брюсселе, он сказал: «Позиция ЕС и международных организаций заключается в том, что наши пленные соотечественники должны быть возвращены в ближайшее время, такова и наша позиция, и мы стараемся приложить максимальные усилия, чтобы решить проблему как можно скорее».
Напомнив, что в своем заявлении по итогам трехсторонней встречи Президент Европейского Совета Шарль Мишель подчеркнул необходимость возвращения всех удерживаемых лиц, премьер добавил, что Азербайджан постоянно пытается увязать возвращение армянских пленных, заложников и других удерживаемых лиц с дополнительными условиями. «Но мы не согласны с такой позицией. И наша позиция по-прежнему состоит в том, что согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября все военнопленные, заложники и другие удерживаемые лица должны быть возвращены. В этом смысле ничего нового не произошло.
И, к сожалению, у нас все еще 39 подтвержденных пленников, один из которых недавно заблудился и оказался на подконтрольных азербайджанцам землях. И мы прилагаем все усилия. Самый эффективный способ — обеспечить поддержку и давление со стороны международного сообщества, чтобы наши граждане как можно скорее вернулись на Родину», — сказал Пашинян.
Премьер-министр отметил, что озвучивается много мнений о том, что вопрос о пленных соотечественниках должен быть предпосылкой политических процессов. Однако позиция армянской стороны была и остается в том, что гуманитарные вопросы не должны увязываться с политическими, это отдельные вопросы: «Гуманитарные вопросы без политической привязки, сами по себе имеют большой вес и значение, и, наоборот, когда мы увязываем их с политическими вопросами, мы уменьшаем важность вопроса».
Коснувшись по просьбе законодателей итогов трехсторонней встречи в Брюсселе, Никол Пашинян констатировал: «В Брюсселе состоялась очень серьезная дискуссия по карабахскому вопросу, и в результате этой дискуссии были зафиксированы разногласия между позициями Армении и Азербайджана». При этом подчеркнул, что эти разногласия выражаются публично: Азербайджан считает, что нагорно-карабахский конфликт решен, Армения считает, что нагорно-карабахский конфликт не решен.
«И в возможном контексте мирных переговоров, вы знаете, что Азербайджан представил свои 5 принципов, и мы представили свои наблюдения и повестку дня в этом отношении. Мы сказали, что переговоры должны проводиться на этой основе. В представленных наши принципах прописаны безопасность и права армян Нагорного Карабаха и уточнение окончательного статуса Нагорного Карабаха.
И поскольку в результате обсуждений между сторонами не было достигнуто согласия, председатель Европейского совета решил сделать комментарии, которые, по его мнению, отражали бы как можно больше элементов из позиций обеих сторон. Насколько он точен, это уже другой вопрос. Другое дело, что мы высказали свои позиции, и, конечно, никаких изменений в этих позициях нет. И мы продолжим идти по этому пути», — сказал премьер.
Следует ли отделить повестку нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном от повестки урегулирования нагорно-карабахского конфликта, или вопрос нормализации отношений должен решить и нагорно-карабахский конфликт? Отвечая на вопрос депутатов, премьер-министр отметил, что считает важной позицию Арцаха в этом вопросе, добавив, что в международном сообществе идет очень важная концептуальная дискуссия.
«Этот вопрос возник из нашего ответа. Азербайджан говорит «никаких территориальных претензий друг к другу», мы говорим, что это приемлемо, потому что для нас карабахский вопрос никогда не был вопросом территории, это вопрос права. И в заявлении председателя Европейского совета говорится о праве, чтобы, по всей вероятности, подчеркнуть именно этот контекст», — сказал Пашинян.
Назвав законной точку зрения оппозиции, утверждающей, что повестка нормализации отношений должна быть отделена от повестки урегулирования нагорно-карабахского конфликта, премьер отметил важность дискуссии в этот период, подчеркнув, что ряд коллег от оппозиции отказывается от этих дискуссий.
«Но мы проводим обсуждения с другими политическими кругами, в том числе с властями Арцаха, о том, какой тактический подход на этом перепутье лучше», — сказал Пашинян, добавив, что у него есть своя позиция, но эта позиция будет уточнена после обсуждения с широкой аудиторией.
«По сути, сейчас ведутся переговоры о формате и параметрах начала переговоров. Мы обсуждаем именно это, — сказал премьер, затруднившись сказать, когда состоятся сами переговоры — министерства иностранных дел двух стран работают вместе. — Есть вопросы, которые существенны, и не исключается, что в итоге будет сформировано определенное понимание классификации этой повестки, и мы будем двигаться вперед в рамках этого общего понимания. Этот вопрос есть, и я вижу, что оппозиция тоже заговорила об этом вопросе, но этот вопрос уже несколько месяцев находится в повестке наших дипломатических, международных и внутренних дискуссий».
Коснувшись поднятого парламентариями вопроса о том, что после трехсторонней встречи в Брюсселе начались спекуляции относительно обсуждения вопроса анклавов, Никол Пашинян сказал, что армянская сторона до сих пор де-юре не констатировала наличие азербайджанских анклавов в Армении.
«Этот вопрос возник потому, что в сообщении говорилось: «связь между Азербайджаном и Азербайджаном и связь между Арменией и Арменией». И возник вопрос, что это за связь между Арменией и Арменией? Секретарь Совбеза прокомментировал, что, например, речь идет о железнодорожном сообщении между Ерасхом и Мегри, а также это может де-юре относиться к автомобильному сообщению. Конечно, у нас есть дорога через территорию Армении из Мегри во все районы Армении, но железная дорога проложена только там», — сказал Пашинян.
Премьер-министр заверил, что вопрос анклавов как таковой в Брюсселе не обсуждался. Однако подчеркнул, что Азербайджан поднимает этот вопрос с намеком или напрямую в различных форматах.
«И наша позиция здесь прозрачная и публичная. Мы сказали, что во всех этих процессах мы должны вникать в правовые основания. И мы говорили, что пока не зафиксировали в наших исследованиях наличие де-юре на территории Армении азербайджанских анклавов — наоборот, зафиксировали, что Арцвашен де-юре является территорией Республики Армения», — сказал Пашинян.
Премьер-министр заверил, что никто ничего не может и не собирается делать за спиной народа, тем более за спиной народа Арцаха. Если у правительства будет конкретное предложение по конкретным решениям, общественность будет должным образом проинформирована об этом. Он посчитал не очень хорошей практикой драматизировать в политических целях и без того драматическую ситуацию.