Послы государств, имеющих стратегические интересы в регионе Южного Кавказа, зачастили в армянский Сюник.
Посол России в Армении Сергей Копыркин 25 мая начал рабочую поездку по Сюникской области. В Капане он посетил пост российских пограничников, расположенный рядом с аэропортом, а также встретился с мэром города Геворгом Парсяном.
Начальник Мегринского погранотряда полковник А. Бурштын представил послу особенности оперативной обстановки на данном участке армянской границы. Копыркин также воздал дань памяти погибшим членам экипажа российского вертолета Ми-24 в 2020 году недалеко от села Ерасх и посетил пограничные посты «Паруйр-Севак» и «Тех».
24 мая в Сюнике побывала посол США в Армении Линн Трейси. На встрече с губернатором Сюника Робертом Гукасяном посол подчеркнула, что понимает, что сейчас для Сюника период, полный вызовов. Она добавила, что посольство продолжает оказывать поддержку через различные правительственные учреждения США.
Выразив благодарность за финансируемые США программы в регионе, особенно работу, проводимую в сельских общинах через Агентство США по международному развитию (USAID), губернатор Сюника высказался за их продолжение, а также отметил важность регулярных визитов посла США в Сюник, отметив, что это определенный показатель для местных жителей.
Стороны обсудили ряд вопросов, касающихся социально-экономических, дорожно-строительных, сельскохозяйственных вопросов, вопросов диверсификации экономики, образования, молодежи, направлений развития Сюникского региона. Посол особо отметила важность развития туризма в Сюнике, отметив, что в этом плане регион имеет большой потенциал. Стороны достигли договоренности о дальнейшем сотрудничестве и взаимодействии.
В конце апреля с.г. Сюник посетил посол Ирана в Армении Аббас Бадашхан Зохури. На его встрече 29 апреля с губернатором Сюника Робертом Гукасяном обсуждались вопросы открытия консульства Ирана в Капане, и в этом контексте — работа по углублению и укреплению сотрудничества между Сюником и ИРИ в различных сферах.
В ходе встречи иранский дипломат, подчеркнув несколько политических моментов, напомнил о позиции Ирана в отношении нерушимости международно признанных границ Армении, отметив, что все страны должны уважать ее: «Для нас неприемлемы заявления вокруг каналов связи, касающиеся коридоров. Мы считаем, что Армения должна сохранить свою территориальную целостность».
Иранская сторона также заявила о своей заинтересованности в участке дороги «Север-Юг», проходящей через Сюник.
Простое перечисление этих посещений, которые, заметим, в последние год-полтора не единожды имеют место быть, свидетельствует об интересе указанных мировых и региональных (в их числе не только Иран, но и враждебная Армении Турция) держав к Сюнику и соответственно о стратегическом характере этой южной части нашей страны. Отмечу, Сюник — древняя армянская земля с многотысячелетней историей, известный еще со времен Великой Армении, чьей 9-й провинцией он являлся. Но речь сегодня не об истории, хотя исторические перипетии вокруг Сюника во многом проливают свет на события нашего времени.
Коммуникации и геополитика
Сюник граничит с областью Вайоц Дзор (Армения) с севера, с запада — с Нахиджеваном (Нахичеванской Автономной Республикой Азербайджана), с юга — с Ираном. С 1992 по 2020г. Сюникская область граничила с Кашатагской областью Республики Арцах.
В советское время через юг Сюникской области проходил самый короткий путь (около 40 км) между «континентальным» Азербайджаном и Нахиджеваном. Вдоль пограничной с Ираном реки Аракс проходила автомобильная трасса и южное ответвление Закавказской железной дороги, которое связывало Баку, Нахиджеван, Ереван и Тбилиси.
В условиях многолетней блокады со стороны Азербайджана и Турции Сюникская область стала одним из двух направлений связи Армении со внешним миром — через границу с Ираном. Через Сюник проходит газопровод Иран-Армения.
Сложная ситуация в этом района сложилась после агрессии Азербайджана осенью 2020г. против Арцаха, а 12 мая 2021г. ВС Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении в Сюнике, установив контроль над рядом участков межгосударственной трассы в Сюнике, связывающей Армению и Иран. В том числе важной автомагистрали между Горисом и Капаном. Строительство альтернативных дорог еще не завершено.
Пункт 9 трехстороннего (Россия, Армения, Азербайджан) заявления от 9 ноября 2020г. гласит: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России».
Азербайджан и курирующая его Турция расценили это следующим образом: мол, Армения «должна предоставить им коридор через Сюник», и Алиев угрожает «создать коридор силой, если Армения не выполнит своих обязательств». В случае открытия «коридора» Турция, также граничащая с Нахиджеваном, получит проход к Каспийскому морю и сможет осуществить свою вековую мечту о «Великом Туране».
Армения «коридорную логику» отвергает, подчеркивая, что Заявление предусматривает не коридор через Сюник, а общее открытие транспортных путей между двумя странами.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян в ходе парламентского часа 25 мая заявил, что в вопросе открытия транспортных и экономических инфраструктур между Ереваном и Баку есть определенные совпадения представлений:
«Я много раз говорил об этом, могу подтвердить, что все дороги, которые должны быть вновь открыты, должны находиться под суверенитетом и законами стран, через которые они проходят. Есть и другие совпадения, в этом плане я настроен оптимистично». Министр вновь подтвердил, что т.н. «Зангезурский коридор» в той логике, в какой ее уже 1,5-2 года пытаются преподнести, неприемлем для Армении, и, кажется, есть общее восприятия того, что так не будет. «Экономические коммуникации откроются по тем параметрам, которые для нас приемлемы», — подчеркнул министр.
Даже такое краткое изложение ситуации позволяет констатировать, что соперничество между указанными выше мировыми акторами, а именно между Россией и коллективным Западом, ведется в вопросе установления собственного контроля над разблокируемыми коммуникациями.
Для Запада это важно не только в плане установления своего влияния в регионе, а значит, — уменьшения влияния и даже вытеснения России, но и в контексте установления логистического контроля над Ираном.
Для России же жизненно важно сохранить влияние в регионе, установить свой контроль над коммуникациями, удерживать в сфере своего влияния как Армению, так и Азербайджан, держать на дистанции Турцию и, разумеется, держать под контролем пути к Ирану.
Это, как понимаете, минимум из стоящих перед названными акторами задач. Но и этот минимум позволяет понять, почему Москва и Вашингтон стремятся взять под свое кураторство процесс делимитации/демаркации армяно-азербайджанской границы.
Представитель Госдепартамента США Нед Прайс сообщил 25 мая, что госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе разговора с премьер-министром Армении Николом Пашиняном выразил готовность содействовать усилиям по делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном: «Он призвал продолжить прогресс в процессе разблокирования транспортных сообщений и коммуникаций. Он отметил важность продолжения двустороннего диалога для решения вызовов в регионе. Госсекретарь подтвердил нашу поддержку диалога премьер-министра Армении и президента Азербайджана (при посредничестве ЕС). Он также подтвердил поддержку США как в двустороннем формате, так и как сопредседателя МГ ОБСЕ помочь Армении и Азербайджану достичь долгосрочного и всеобъемлющего мира».
В тот же день официальный представитель МИД РФ Мария Захарова вновь выразила готовность России оказывать консультативное содействие работе комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы. Она отметила, что «это зафиксировано в заявлении лидеров трех стран по итогам сочинского саммита 26 ноября 2021 года и было неоднократно подтверждено в ходе всех контактов».
Захарова подчеркнула, что Россия обладает уникальным экспертным потенциалом в области делимитации и урегулирования пограничных споров на постсоветском пространстве: «В нашем распоряжении имеются необходимые картографические материалы, и будем рады поделиться своим опытом с азербайджанскими и армянскими друзьями в рамках деятельности комиссии».
Захарова напомнила, что стратегическая цель РФ — превращение Южного Кавказа в зону стабильности и процветания, содействие этому процессу. «Одна из ключевых задач на этом пути — комплексная нормализация отношений Баку и Еревана, установление прочного мира. Основу усилий на данном направлении составляют трехсторонние договоренности лидеров Армении, России и Азербайджана, о которых мы неоднократно говорили и которые последовательно выполняются», — сказала она.
По ее словам, Россия оказывает всестороннее содействие партнерам и из Баку, и из Еревана на всех треках, включая разблокирование транспортных связей, делимитацию границы, налаживание общественного диалога и разработку мирного договора.
Комментируя активизацию усилий представителей ЕС в этом направлении, Захарова обвинила Брюссель в «упорных попытках вклиниться в процесс реализации трехсторонних договоренностей на высшем уровне» и выразила надежду, что «Брюссель будет помогать их реализовывать, а не пытаться вести геополитические игры».
Отметим, что вторая встреча комиссий Армении и Азербайджана по делимитации границы должна пройти на следующей неделе в Москве. Первая встреча вице-премьера Армении Мгера Григоряна и заместителя главы правительства Азербайджана Шахина Мустафаева в формате совместной работы комиссий по вопросам пограничной безопасности и делимитации государственной границы между Арменией и Азербайджаном состоялась 24 мая «на межгосударственной границе Армении и Азербайджана».
Стороны еще раз подтвердили готовность работать в рамках комиссий по демаркации границ и другим соответствующим вопросам, в том числе вокруг вопросов пограничной безопасности. Стороны обсудили организационные и процедурные вопросы совместной деятельности комиссий. Достигнута договоренность о проведении второй встречи в Москве, а третей — в Брюсселе.