Россия, Грузия, Казахстан, Беларусь, Польша, ОАЭ, Кувейт и Чехия — страны, куда в этом году экспортировались из Армении свежие фрукты и овощи. Лидирующее место в этом списке заняла Россия, обеспечившая порядка 84% объемов экспорта, при том, что в прошлом году этот показатель составил всего 34%.
Апеллируя к статистическим данным, отметим, что, по положению на конец октября, из нашей страны уже экспортировано 64 800 тонн свежих фруктов и овощей. Эта цифра практически вдвое превышает аналогичный показатель прошлого года, когда в общей сложности было вывезено около 38 550 тонн. Достигнуть нынешних объемов экспорта удалось, с одной стороны, за счет благоприятного сельскохозяйственного года, а, с другой — новых возможностей для армянских экспортеров сельхозпродукции, открывшихся для них после вступления Армении в Евразийский экономический союз.
Позитивный тренд, однако, наметился не во всех отраслях местной экономики. К примеру, товарооборот с той же Россией с начала этого года демонстрировал падение. Но связано ли это со вступлением в ЕАЭС? На самом деле, по оценкам большинства экспертов, падение объемов торговли в сложившихся неблагоприятных условиях было бы более глубоким, если бы не было Союза. И связано это с кризисной ситуацией в России, обесценением рубля, снизившим конкурентоспособность нашего экспорта. Так что еще подлежит оценке вопрос: а если бы мы не вступили в ЕАЭС, не снизился ли бы товарооборот еще больше?
Как бы то ни было, даже в сложной экономической ситуации по некоторым позициям у Армении в разы увеличился экспорт в страны ЕАЭС, как, например, по линии сельхозпродукции и переработки. Но дело не только в наращивании экспортного потенциала, а в том, что Армения является довольно привлекательной страной для инвестиций, имея, во-первых, более либеральное законодательство (если мы говорим об экспорте), во-вторых, льготные торговые режимы, в том числе GSP+. А это важный фактор, который реально работает и может работать для того, чтобы Армения привлекала инвесторов.
Основная задача сейчас заключается в том, чтобы показать инвесторам те возможные ниши, в которых наша страна реально имеет потенциал. К примеру, сельское хозяйство, где есть неограниченные возможности для привлечения инвестиций. И они туда идут. Достаточно сказать, что, по прогнозам Минсельхоза, темпы роста тепличных хозяйств в Армении к концу года удвоятся.
Взаимные инвестиции, по сути, являются одним из важнейших показателей устойчивости экономических связей. Именно инвестиционные связи стран ЕАЭС наряду с торговлей между ними создают платформу развития экономической интеграции на евразийском пространстве. Параллельно корпоративные инвестиции в производственный сектор становятся точками роста для национальных экономик, ведут к повышению их глобальной конкурентоспособности, а также развитию и диверсификации их экспортного потенциала.
Не меньшим потенциалом обладает и рынок услуг, где Армения традиционно имела конкурентные преимущества, особенно в тех секторах, в которых задействованы интеллектуальные ресурсы. А ведь с 1 января 2015 года на территории ЕАЭС начал функционировать единый рынок услуг в 43 секторах, где национальный режим заложен как базовый. Это значит, что государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг из стран-партнеров, и никаких ограничений быть не должно.
Вопрос в том, что изначально, говоря о перспективах и преимуществах, открывающихся с момента функционирования ЕАЭС, основной акцент в Армении в целом был поставлен на товарных рынках. Однако в самой идее создания ЕАЭС заложена не только свобода движения товаров, но также услуг, капитала и рабочей силы. Более того, с точки зрения объемов, рынок услуг в странах ЕАЭС гораздо более масштабный, чем тот же товарный рынок.
Для сравнения, в структуре ВВП стран-членов ЕАЭС доля рынка услуг достигает в среднем порядка 57%, а совокупная занятость в этой сфере превышает 62 млн человек. А это более 70% занятого населения стран Союза. Имеющийся у Армении потенциал на рынке услуг, по оценкам специалистов, колоссальный, особенно в сфере туризма (где уже наблюдается рост именно из стран ЕАЭС), в сферах информационных технологий, строительства и бизнес-услуг: от архитектурного бизнеса, аудита, бухгалтерского учета до менеджмента и управления.
Помимо инвестиционных возможностей, членство Армении в ЕАЭС позволяет ей воспользоваться стабилизационным кредитом в размере 300 млн долларов. О том, что Евразийский банк развития может предоставить Армении уже до конца этого года первый транш в размере 100 млн долларов из предусмотренного стабкредита, на днях заявил председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин. По его словам, соответствующее решение по заявке Армении о выдаче ей кредита в размере 300 млн долларов может быть принято Советом Евразийского фонда стабилизации и развития (ранее — Антикризисный фонд ЕврАзЭс) в течение ближайшего времени.
“На днях будет рассмотрен кредит Армении на 300 млн долларов, сроком на 20 лет и с льготным периодом в 10 лет под 2% годовых, — уточнил г-н Панкин, добавив, что уже готово заключение экспертов, достигнуты договоренности с Арменией по макроэкономической политике, условиям, при которых кредит будет выделяться. — Сейчас идет голосование совета фонда, и мы ожидаем, что буквально на этой неделе решение советом будет принято”, — рассказал глава ЕАБР.
Анализируя макроэкономическую ситуацию в Армении, председатель правления ЕАБР отметил, что не стал бы торопиться в оценках роста экономики Армении по итогам 2015 года. Признав, что прогнозы ЕАБР близки к прогнозам других международных организаций, он констатировал, что показатели роста ВВП в Армении за второй квартал (около 5%) и первое полугодие текущего года (3,8%) оказались полной неожиданностью.
По его оценкам, уже есть понимание, что прогнозы на третий и четвертый кварталы будут не такими радужными, как за первые шесть месяцев года.
“Поэтому я бы не торопился с прогнозами и не стал бы говорить, что Армения сильно выбивается из числа стран ЕАЭС, где почти все в минусе. У России в первом полугодии спад на 3,4%, у Беларуси спад на 3,3%, у Казахстана незначительный рост — 1,7%”, — резюмировал он.