Минуло более месяца, как Армения, в ответ на 5 предложений Азербайджана, в свою очередь представила встречные 6 предложений с целью заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Напомним: с учетом непрестанного агрессивного поведения Азербайджана в отношении Армении азербайджанские предложения напоминают скорее ультиматум.
Документ, представленный 6 апреля в Брюсселе на встрече секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым, на днях обнародовал в интервью Общественному телевидению посол Республики Армения по особым поручениям Эдмон Марукян.
Армения считает, что для начала переговоров по так называемому мирному соглашению пункты эти жизненно необходимы.
Итак, по представлению Эдмона Марукяна, в первом пункте предложений написано, что армянская сторона отвечает на письмо азербайджанской стороны от 21 февраля, которое было передано армянской стороне 11 марта.
Вторым пунктом отмечается, что Республика Армения никогда не имела и не имеет территориальных претензий к Азербайджану. «Как вы помните, Азербайджан там говорит: у вас не должно быть территориальных претензий к нам. А мы говорим, послушай, брат, у нас и не было территориальных претензий к вам. И изначально все власти Армении всегда заявляли, что у нас нет территориальных претензий. Здесь говорится, что 8 декабря 1991 года, совместно с Азербайджаном подписав соглашение о создании Содружества Независимых Государств, Армения ратифицировала данное соглашение 18 февраля 1992 года. То есть, в то время, когда мы подписали, мы взаимно признали территориальную целостность и границы друг друга, присоединившись к данной структуре», — пояснил Марукян.
Господин Марукян сообщил, что в третьем пункте отмечается: для армянской стороны являются принципиальными вопросы обеспечения безопасности армян Нагорного Карабаха, соблюдения их прав и свобод, а также определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
В пункте 4-м армянская сторона считает важными обязательства, закрепленные в заявлениях премьер-министра Армении, президентов России и Азербайджана от 9 ноября 2020 года, 11 января 2021 года и 26 ноября 2021 года. «А какие это обязательства: возвращение военнопленных, разблокирование дорог, который затягивает Азербайджан», — сказал Марукян, добавив, что армянская сторона этим пунктом вновь подтверждает верность своим обязательствам, а Азербайджан – нет.
В пункте 5 указано, что армянская сторона готова начать переговоры по мирному договору об установлении межгосударственных отношений между Азербайджаном и Арменией на основе Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и Международного гражданско-политического пакта. «Это фундаментальные принципы, которые были с самого начала. То есть, здесь закреплено право наций на самоопределение и другие важные права и свободы», — пояснил Марукян.
Эдмон Марукян добавил, что армянская сторона сообщила по 6-му пункту, что для соответствующих переговоров Армения обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ.
Отношение к предложениям Армении азербайджанской стороны известно. Министр иностранных дел этой страны Джейхун Байрамов успел уже заявить, что предложенные Арменией положения – не предложения, а противодействие их предложениям.
Господин Марукян заявление Байрамова квалифицировал как неподобающее дипломатическому лексикону. А предложения армянской стороны вполне укладываются в контекст того, что предложено Азербайджаном.
В отличие от азербайджанских предложений, которые охватывают лишь их собственные, откровенно корыстные интересы и где нет ни слова о Карабахе (акцент на принципе территориальной целостности, по мнению Баку, полностью решает вопрос), армянская сторона в 3-м пункте своих предложений фиксирует, что для армянской стороны являются принципиальными вопросы обеспечения безопасности армян Нагорного Карабаха, соблюдения их прав и свобод, а также определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
Каким может быть окончательный статус Нагорного Карабаха? Не сделаем открытия, если скажем, что он может сформироваться как независимое государство (каковым де-факто являлся на протяжении почти 28 лет), войти в состав Армении, войти в состав Российской Федерации (с 1805 года до мая 1918 года, до прихода большевиков в регион, Нагорный Карабах входил в состав Елизаветпольской губернии Российской империи, что прекрасно знает Азербайджан и чего ужасно боится), и в наихудшем случае – быть в составе Азербайджана.
На последний вариант никогда не согласится Карабах. Учитывая укоренившуюся и бурно процветающую в Азербайджане арменофобию, эта страна никогда не сможет, да и не захочет обеспечивать безопасность армянского населения Нагорного Карабаха. Сегодня эта страна угрожает безопасности и Армении. Остальные три варианта подлежат обсуждению, но в любом случае последнее слово должно остаться за армянами карабаха – без проведения референдума, чего также боится как огня Азербайджан, не обойтись.
Напомним, что ни одна международная организация, заинтересованная в урегулировании Карабахского конфликта, не считает проблему исчерпанной, на чем настаивает Азербайджан.
Представляя возможные варианты урегулирования и статуса Нагорного Карабаха, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин также подчеркивал необходимость проведения в Карабахе референдума с тем, чтобы решить вопрос статуса, выбрав один из трех возможных вариантов. Так что и среди политологов, и среди аналитиков этот вопрос на стадии активного обсуждения.
Что касается шестого пункта предложений армянской стороны, в котором содержится напоминание о том, что для соответствующих переговоров Армения обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ, остается надеяться, что, несмотря на воцарившийся в мире хаос и неестественные развития, МГ, наделенная международным мандатом содействовать урегулированию Карабахского конфликта, несмотря на противодействие Азербайджана, активизирует свою деятельность.