В Армении в рамках подготовки к назначенному указом Президента Сержа Саргсяна на 6 декабря референдуму по реформированию Конституции стартовала агитационная компания. Проходят обсуждения с участием специалистов, представителей общественных организаций, лидеров политических сил, партии проводят встречи с региональными подразделениями.
На днях подобное обсуждение организовал армянский филиал фонда Фридриха Эберта. Член фракции АРФД Арцвик Минасян отметил, что необходимость реформирования Основного Закона в разное время озвучивалась всеми акторами политического поля, в том числе и теми, кто сегодня прочно занял позиции в лагере “Нет”, в своих программах и заявлениях постоянно акцентировавших переход от президентской системы правления к парламентской, а также к 100-процентно пропорциональной избирательной системе.
Руководитель политического исследовательского центра “Согласие” экс-парламентарий Давид Шахназарян убежден, что парламентская система правления прежде всего предполагает компромиссы и более способствует развитию страны. “Посмотрите на страны, достигшие серьезных успехов — в подавляющем большинстве их функционирует парламентская система правления. Но основой послужило создание политической системы, которой у нас пока нет, и в этом большая проблема. За минувшие 25 лет мы, увы, создали в политической системе массу негативных традиций, а последние, как известно, работают лучше, чем законы и даже Конституция”, — заявил господин Шахназарян, заметив, что действующей сегодня Конституцией вся власть сосредоточена в руках Президента, и весьма важно, что предлагаемыми реформами она распределяется между главой государства, премьер-министром и в какой-то степени спикером НС. “Думаю, это весьма позитивно. Хорошо также, что парламентариям предоставляется возможность руководствоваться собственной совестью и покидать ряды фракций”, — добавил он.
Член специализированной комиссии по конституционной реформе Вардан Погосян заметил, что с реформированием Основного Закона страны между конституционным правом и практикой не будет столь серьезного водораздела, который существует сейчас, будет обеспечен баланс разделения властных полномочий между Президентом, правительством, парламентом и судебной системой. “Парламент в большей мере почувствует народные веяния — прежде всего в части проектов, представляемых гражданскими инициативами: согласно проекту, при наличии 50 тысяч подписей вопрос включается в повестку парламента, а в случае отказа, при наличии 300 тысяч подписей, парламент обязан вынести проект на всенародный референдум”, — сказал господин Погосян, добавив, что в окончательном тексте документа относительно второго тура парламентских выборов уже нет жесткости, имевшейся в первоначальном варианте: нынешним вариантом допускается формирование коалиции сразу по итогам выборов. Тем самым партиям, получившим парламентское представительство, предоставляется право вести переговоры о формировании того или иного правительства. При этом господин Погосян признался, что при первоначальном составлении документа комиссия не была в восторге от опыта Италии, где вследствие такого конституционного упущения в течение 12 лет сменилось 24 правительства — в среднем по два в год.
По мнению политтехнолога Вигена Акопяна, сторонники “Нет” в парламенте не только не сумели обеспечить консолидацию вокруг своей идеи, но и в рядах оппозиции имеются серьезные противоречия по поводу конституционной реформы. В рядах фракций как Армянского национального конгресса, так и партии “Наследие” вследствие этих противоречий сложилось, напомним, весьма пестрое голосование, из-за этих противоречий подал в отставку лидер фракции “Наследие” Рубик Акопян. Кстати, фракция до сих пор остается без лидера, ибо, как уже не раз отмечала “РА”, единственной истинной наследницей во фракции осталась Заруи Постанджян, и члены фракции, в силу тех же непримиримых разногласий, никак не могут собраться и избрать лидера.
С заявлениями по поводу конституционной реформы выступают и политические деятели. Член фракции РПА, лидер Христианско-демократической партии, экс-спикер НС и экс-премьер РА Хосров Арутюнян на днях поделился с журналистами своим впечатлением, что высказывания сторонников “Нет” не внушают особого доверия. По его словам, приняв участие в 1-2 обсуждениях, у него сложилось впечатление, что люди говорят о документе, критикуют его, будучи абсолютно незнакомы с его содержанием. Господин Арутюнян глубоко убежден, что роковая ошибка оппозиции состоит в том, что все свои действия она персонифицирует, строя их на борьбе против одной личности, тем самым шаг за шагом уничтожая собственное политическое будущее.
“Члены движений “Не пройдет” и “Новая Армения” пока раздумывают о сотрудничестве, между тем следовало встретиться, достичь по итогам переговоров поставленных целей. Ясно, что у этих людей отсутствует культура совместной работы. Говорят, не следует критиковать друг друга, что, на мой взгляд, весьма смахивает на поведение послушниц Института благородных девиц”, — таково мнение лидера “Объединения Национальное самоопределение” Паруйра Айрикяна, который, заметим, частенько меняет свои убеждения и принципы. На днях же господин Айрикян изъявил готовность сотрудничать по вопросам конституционной реформы с первым и вторым президентами РА Левоном Тер-Петросяном и Робертом Кочаряном, которые, как известно, высказались категорически против реформирования Основного Закона.
Но в одном господин Айрикян абсолютно прав: если фронт “Нет” продолжит бороться против конституционной реформы прежним образом, то ничего не достигнет.
Кстати, о так называемом “фронте “Нет” — его просто не существует. Малочисленная группка людей продолжает вести некие переговоры, но результатов пока не видно. Взамен какие-то люди пытаются создать видимость существования противостояния конституционной реформе во втором городе страны — Гюмри. Пара митингов, организованных на Театральной площади этого города по удивительному стечению обстоятельств совпали: первый — с многолюдным детским мероприятием в здании театра, второе — с презентацией. Как известно, население Гюмри всегда славилось любовью к сценическому искусству, а организация массовых протестных мероприятий весьма выгодно изложенных выше обстоятельствах: пойди-ка разберись, на культурное мероприятие пришли люди, попавшие в объективы телекамер, или протестовать против конституционной реформы. Автору этих строк не раз доводилось выслушивать удивленные восклицания гюмрийцев: мол, шли в театр, а оказались “участниками” протестного митинга. Вот такая сложилась ситуация.
По большому же счету, и ереванцы, и гюмрийцы, и жители других городов и областей страны мечтают о справедливости, нормально оплачиваемой работе, а самое главное — о мире. Конечно, народ пойдет на референдум, и нет сомнения, что скажет “Да”. И не потому, что очень любит власть — а потому, что серьезных доводов в пользу “Нет” просто не существует.