Крупнейший в современной истории Турции теракт 10 октября в Анкаре унес жизни, по официальным данным, 97 человек. По сведениям прокурдской Партии демократии народов, погибло 126 человек, еще 400 получили ранения разной степени тяжести.
Террористические акты всегда циничны, ибо их жертвами становятся, как правило, совершенно невинные люди. Теракт в Анкаре циничен вдвойне. Во-первых, погибли люди, вышедшие на улицу с целью призвать свое правительство к миру, к прекращению противостояния с курдами, к мирному сосуществованию представителей всех национальностей в Турции. Это был профсоюзный антивоенный митинг, согласованный с властями. Активисты прокурдской Партии демократии народов (ПДН) хотели выступить в поддержку мира, осудить действия террористических организаций, призвать к прекращению конфликта между запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) и властями страны.
Во-вторых, сразу после теракта турецкие руководители, нимало не смущаясь, намекнули на причастность РПК к этой трагедии. В частности, президент ТР Реджеп Эрдоган, осудив тех, кто “поступает по двойным стандартам против терактов и террористических организаций”, отметил, что “акции, которые раньше совершались в различных местах против наших полицейских, военных, общественных сотрудников, ничем не отличаются от теракта, произошедшего в Анкаре”. Чуть позже премьер-минитр ТР Ахмед Давутоглу прямо заявил, что в организации взрывов в числе прочих подозревается РПК.
Получилось, что курды подорвали сами себя, что, помимо циничности подобного предположения, вообще никак на реальную версию не тянет. Лидер же ПДН Мелахатин Демирташ обвинил во взрывах в Анкаре власти Турции. Он отметил, что после прогремевших взрывов ни один чиновник не подал в отставку, что означает, что все довольны ситуацией. “Это нападение, осуществленное властями на народ”, — считает Демирташ.
Взрывы в Анкаре стали причиной протестов в Турции с лозунгами “Эрдоган — убийца”. Как передает турецкое издание Nokta, отправившихся на место происшествия турецких министров граждане встретили бурными проявлениями протеста. Участники акций протеста встретили министров с лозунгами “Эрдоган — убийца”, “Партия “Справедливость и развитие” — убийца”. Министрам не удалось приблизиться к месту инцидента, и они были вынуждены удалиться. А центр Анкары превратился в зону боевых действий. Бутылки с зажигательной смесью, разбитые витрины, массовые драки с полицией.
На следующий день турецкая оппозиция провела широкомасштабные митинги по всей стране. Самые крупные прошли в Анкаре, Стамбуле, Диярбакыре. Десятки тысяч человек вышли на улицы с требованиями к правительству — уйти в отставку. Обвиняя власти в неспособности обеспечить безопасность в стране, демонстранты недоумевали, как боевики-смертники, которые, по утверждению полиции, совершили теракты, могли попасть на демонстрацию, где было столько людей, пройти через металлоискатели.
Свое недовольство и гнев манифестанты обрушили на полицию: в стражей порядка полетели камни и бутылки. Толпу разгоняли водометами и слезоточивым газом.
Несмотря на объявленный трехдневный траур, турецкие власти неожиданно для многих возобновили бомбежки позиций Рабочей партии Курдистана. И это в то время, как РПК 10 октября объявила одностороннее перемирие, чтобы не навредить предстоящим 1 ноября в Турции выборам. По сообщению курдского издания ANF, в заявлении PПK отмечается, что решение о перемирии принято в связи с призывами, озвученными как внутри Турции, так и за ее пределами. Также подчеркивается, что за это время РПК не предпримет какие-либо шаги, которые могут навредить или помешать выборам, и не осуществит какие-либо военные действия.
В настоящее время в качестве основной версии власти Турции называют причастность к терактам боевиков “Исламского государства”. Указывается, что теракты были, якобы, направлены на срыв предстоящих 1 ноября выборов в турецкий парламент. Только вот непонятно, зачем ИГ нужно срывать эти выборы, что им это даст? И вообще, зачем боевикам ИГ устраивать теракты против Турции, которая оказывает им всяческую военную, экономическую и иную поддержку? Некоторые эксперты заявляют, что Анкара, мол, в последнее время активно воевала с ИГ. Однако известно, что вся энергия турецкого руководства была направлена на борьбу не с ИГ, а с сирийскими и иракскими курдами.
Поэтому среди попыток ответить на вопрос, кому теракты в Анкаре были выгодны, более реальной представляется версия, озвученная лидером прокурдской партии Демирташем. Ее придерживается и президент Института Ближнего Востока (ИБВ) Евгений Сатановский.
“Озвученный список структур, которые, по мнению турецкого руководства, могут стоять за взрывом у железнодорожного вокзала Анкары, включает всех, на кого пало их подозрение, по принципу: вали всех в одну кучу, потом разберемся. При этом никто не спросил, зачем, собственно, всем им понадобилась эта история, единственным выгодополучателем от которой перед надвигающимися парламентскими выборами являлся президент страны. Он-то, к слову, и получил карт-бланш на любые действия против тех, кто будет объявлен сторонником радикалов. И, разумеется, в списке подозреваемых отсутствует турецкая спецслужба MIT, хотя произошедшее по странности мотивов чрезвычайно напоминает недавний теракт в Суруше, с которого начался новый виток войны Эрдогана против курдов”, — цитирует Сатановского lifenews.ru.
Не будучи сторонником теории заговора, Е.Сатановский при этом отмечает, что ему неизвестны теракты, тем более резонансные, за которые никто не брал бы ответственности, кроме случаев, когда они были организованы в качестве политической провокации: “Вероятность того, что Эрдоган добьется на ноябрьских выборах результатов, которые ему необходимы для сохранения Партией справедливости и развития монополии на власть, очень мала: у него слишком много врагов, а в его активе слишком много ошибок, главной из которых стало участие в сирийской гражданской войне на стороне противников Асада вместе с Саудовской Аравией и Катаром. Благо, аравийские монархии отдали Турции роль прифронтового государства со всеми минусами, присущими этому статусу, включая проблему беженцев”.
Отступать Эрдогану некуда, отмечает президент ИБВ: “Граница с Сирией и сирийские беженцы на его территории — факторы постоянные. При этом поток террористов идет через Турцию. Торговля нефтью, которая обеспечивает основную долю доходов “Исламского государства”, ведется также через Турцию. Если границу будут контролировать армия Асада и ее союзники, а город Ракка, через который идет нефтяной поток, будет потерян исламистами и проект свержения Асада провалится, а жертвы, принесенные Эрдоганом, будут напрасны, его репутации, а также, что важнее, власти может быть нанесен смертельный удар. Всю весну и лето Анкара, Доха и Эр-Рияд согласовывали контуры “зон ответственности” подконтрольных им группировок, готовя генеральное наступление на Дамаск. В конце лета курды начали наступление на Ракку, вынудив Эрдогана начать войну против Рабочей партии Курдистана. Он планировал поднять волну национализма в турецком обществе и снизить результат прокурдской Партии демократии народов Демирташа на предстоящих парламентских выборах, но сопротивление курдов сорвало его надежды на победу, а отобрать голоса у ПДН ему не удается”.
Е.Сатановский напомнил, что ни ЕС, ни США не поддержали плана Эрдогана по созданию в Сирии бесполетной зоны, а канцлер Меркель заявила, что “не видит Турцию в качестве члена ЕС”. “Что до России, то турецкий президент в силах лишь шантажировать Москву прекращением закупок российского газа и отказом в строительстве АЭС. Проблема в том, что он не может обвалить турецкую экономику, которая просто не выдержит выполнения его угроз. Так что, единственная версия теракта в Анкаре — предвыборная провокация спецслужб. Причем никто не гарантировал, что последняя. Выборы-то в стране пройдут только 1 ноября…”, — резюмировал президент ИБВ.
Статья опубликована 14 октября, 2015 12:35
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…