Художественный фильм Ролана Быкова «Чучело», вышедший на экраны в 1983 году, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Равно как и само одноименное произведение, по мотивам которого был снят фильм — повесть Владимира Железникова, появившаяся за два года до картины.
Для советского общества фильм стал откровенным шоком, так как одним из первых показал советских школьников не положительными, добрыми и честными пионерами, а злыми «детками, которых нужно было держать в клетке». Детками, которые всем классом ополчились на свою невиновную одноклассницу (взявшую на себя чужую вину), после чего весь класс объявил ей бойкот и начал травить со всей подростковой жестокостью. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.
Это был фильм о моем поколении — мне было ровно столько, сколько героине «Чучела» Лене Бессольцевой (в блистательном исполнении Кристины Орбакайте), и я прекрасно знала, что все описанное Железниковым правда: на примере некоторых моих одноклассников, над которыми издевались из-за слабой успеваемости, некрасивой внешности… Да мало ли из-за чего… И вообще, не важно, пионер ты или нет, живешь в СССР или США, жестокость среди подростков — явление, которое так или иначе имеет место в любом обществе, при любом общественном строе и во все времена. Сегодня это явление называется модным, иностранным словом «буллинг» и именно эту проблему и ее негативные последствия поднимает новый спектакль, поставленный в Ереванском драматическом театре им. Г. Капланяна по повести «Чучело» В. Железникова.
Режиссер спектакля Григор Хачатрян и актриса Эмма Манукян (исполнительница главной роли) перевели повесть на армянский язык и превратили в другой литературный жанр — пьесу, назвав ее «Чучел» — так, как это русское слово звучит в устах армян. Пьеса написана в структуре классического литературного произведения: есть завязка, процесс, кульминация и финал. Повесть была адаптирована и приобрела уникальную лексику, более близкую к современному разговорному стилю.
Впервые на сцене армянского театра предпринята попытка представить поведение современного человека через отрицательного героя, который признает только власть силы и в любой ситуации проявляет себя только исходя из своих интересов. Для него не существует неписаных законов или определенных обязанностей.
Почти все характеры персонажей повести не раскрываются во всей их глубине — есть лишь определенные намеки и отсылки, связанные с их поведением. В пьесе же авторы постарались раскрыть «скобки», подробно представить поведение героев, их образ мышления и мировоззрение. Отметим, что соавтором идеи спектакля является основатель и руководитель организации «Глобал ту локал» Ирина Алеверт.
В спектакле «Чучел» заняты актеры Левон Ахвердян, Эмма Манукян, Лидия Григорян, Николай Аветисян, Диана Маленко, Нарек Мартиросян, Лида Левонян, Армен Месропян, Нарек Ктоян, Эмма Мкртчян, Мариам Адамян.
Соавтор идеи и режиссер спектакля Григор Хачатрян отмечает, что если бы не Ирина Алеверт, вряд ли бы случилось обращение к этому произведению В. Железникова.
«Мы постарались быть искренними и создать спектакль, дающий возможность поговорить, поразмышлять о сегодняшнем мире. Мы с Эммой Манукян создали пьесу с нуля, имея литературную основу, но сделав ее более актуальной и современной. Любую вещь я хочу увидеть в сегодняшней проекции, увидеть сегодняшнего человека. Вот почему повесть была адаптирована для наших дней», — говорит Григор Хачатрян. По его словам, они старались быть справедливыми, искренними, хотели понять, какие проблемы есть у современного ребенка, что он думает и т. д. По словам режиссера, все диалоги и язык пьесы близки и понятны нашему времени и современному поколению.
«За последние два года «Глобал ту локал» в сотрудничестве с Республиканским педагогико-психологическим центром организовал для педагогического состава пяти общеобразовательных школ курсы переподготовки, посвященные профилактике буллинга (Степанаванская школа №2, сел Карнут и Сарагюх, ереванских школ № 59 и № 76-авт.).
Вместе с общественной организацией «Театр перемен» в тех же школах были показаны интерактивные обучающие представления о негативных последствиях буллинга. В качестве дополнительных образовательных и просветительских материалов были сняты обучающие видеоролики, которые до сих пор используются в школах для обеспечения долгосрочного воздействия образовательных программ», — отметила Ирина Алеверт.
В заключение отметим, что новый спектакль «Чучел» сыграет свою положительную роль в плане создания ненасильственной среды, позволит снизить уровень буллинга в образовательных учреждениях, усилит возможности педагогов реагировать на эту проблему, а детям поможет повысить свою осведомленность и научит их защищаться от подобных ситуаций.