Армянская государственная филармония в мае проведет серию концертов ансамбля «Нагаш» в странах Европы. В частности, 5 мая ансамбль выступит в Фуэнане (Франция), 7 мая в Кельне (Германия), 8 мая в Изерлоне (Германия), 10 мая в Оксфорде (Великобритания), 11 мая в Лондоне (Великобритания), 16 мая в Катовице (Польша), 28 мая в Хайдене (Швейцария) и 29 мая в Майнце (Германия). Ансамбль «Нагаш», основанный нашим соотечественником Джоном Ходяном, с момента своего создания своим составом, репертуаром и целями был исключительным проектом с высокими творческими амбициями.
На протяжении лет, не идя ни на музыкальные, ни на качественные уступки, группа уверенно с честью продвигается на армянской и международной сценах, представляя в новой интерпретации армянскую культуру. Концерты ансамбля «Нагаш» — это глубокий и трогательный синтез армянской народной и духовной музыки в сочетании с новой классической музыкой, современным пост-минимализмом и энергией джаза и рока. По мнению авторитетного музыкального журнала Rolling Stone, концерты ансамбля «Нагаш» это «мгновение эстетского раздумья».
Три блестящих вокалистки (Асмик Багдасарян, Арпине Тер-Петросян и Татевик Мовсесян) и лучшие исполнители на дудуке (Эммануэль Ованнисян), уде (Арамаис Никогосян) и дооле (Тигран Ованнисян) в Армении вместе с фортепиано (Джон Ходян) исполняют новую музыку, основанную на священных текстах средневекового армянского поэта-мистика и священника Мкртича Нагаша.
Как говорит сам основатель ансамбля Джон Ходян, идея создать коллектив впервые появилась у него, когда он услышал выступление вокального квинтета “Луйс” в храме Гарни. Акустика в Гарни, где звучала средневековая армянская духовная музыка, его просто поразила, даже спустя много дней он не мог выкинуть из головы это звучание и решил написать произведение, которое представило бы это звучание по-новому.
«У меня было четкое представление о том, какую музыку я хотел создать для голоса Асмик, но потребовались годы, чтобы найти нужный текст. Я провел много месяцев в библиотеках Еревана, Нью-Йорка и Берлина. Когда я наконец наткнулся на небольшой фрагмент из текста армянского средневекового поэта Мкртича Нагаша, слова со страницы вонзились мне в душу, и я знал, что нашел свой текст.
Будучи тогда в Ереване, я смог найти оставшиеся 16 стихотворений. После долгих раздумий о том, какие тексты использовать, я решил, что возьмусь за все. Нагаш был в первую очередь священником, и в основу поэзии легли его проповеди. Его слова одновременно глубокие и простые, разговорные и поэтичные. Особый интерес для меня представляли тексты, связанные с положением “Гариба” или скитальца, человека без родины.
Поскольку я по происхождению армянин, который вырос в Филадельфии и Нью-Йорке, а теперь живет в Лос-Анджелесе, иногда в Берлине и Ереване, печальная участь Гариба была тем, с чем я (и, возможно, большинство армян) мог себя соотнести», — говорит Джон Ходян