24 апреля – День памяти жертв Геноцида армян, первого геноцида XX века, который был организован и планомерно, хладнокровно осуществлен младотурецким правительством в различных районах входившей в состав Османской империи исторической Западной Армении.
24 апреля 1915 г. были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции. За этим последовала спланированная и осуществленная турецкими властями с 1915 по 1923 годы массовая резня и депортация армян в Западной Армении, приведшая к варварскому убийству более 1,5 миллионов армян, проживавших на территории Западной Армении. Еще около 1 миллиона человек были насильственно депортированы из родных мест, их имущество разграблено, молодые женщины, девушки и дети похищались, насильно обращались в ислам.
Планы по ликвидации армянского населения лидеры турецкого государства разработали задолго до начала Первой мировой войны и хладнокровно осуществили их под прикрытием начавшейся глобальной битвы. Людей истребляли исключительно по одному признаку — не турок, не мусульманин. Под эту квалификацию попали армяне, греки, сербы, ассирийцы, болгары… Сотни тысяч армян потеряли историческую родину и, осев в различных странах мира, образовали там многочисленные армянские общины.
Собственно, Геноцид армян в Османской империи осуществлялся на протяжении нескольких десятков лет в два этапа. Как отмечает в своих трудах доктор юридических наук, профессор международного права Юрий Барсегов, на первой стадии — с 1876 по 1914 г.г. он осуществлялся в форме системы повсеместных одиночных убийств армян, их внеэкономической пауперизации, государственного терроризма в сочетании с периодической массовой резней в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство: «Было убито более 300 тысяч армян, сотни тысяч вынуждены были покинуть страну. Эти действия турецкого правительства французский историк Альбер Вандаль уже в 1897 г. определил как «убийство целого народа».
Они сами по себе подпадают под определение этого преступления, данное в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. В 1915г., используя военную ситуацию, турки приступили к повсеместному и полному физическому уничтожению армян. Более 1,5 миллиона армян было зверски убито, остальным удалось спастись бегством из страны. Более того, в ходе двух военных вторжений 1918 и 1920 гг. геноцид был перенесен и на территорию Армянской республики…»
Одна из задач, поставленных перед турецкой армией в 1918 году, состояла в этнической чистке оккупированных армянских территорий Карсской области, Сурмалинского уезда, Нахиджевана, Карабаха. Турки, как отмечал министр иностранных дел союзной Германии Кюльман, “систематически преследовали свой план уничтожения армян на Кавказе”.
С этой целью в качестве начальника полиции оккупационных сил турецкой армии был назначен небезызвестный Бэхаэддин Шакир создатель специальных отрядов, отличившихся при осуществлении Геноцида армян на территории самой Османской империи. Вступление турецких войск в Баку 15 сентября 1918г. было ознаменовано резней 30 тыс. армян. Когда Турция, казалось, была близка к достижению своей цели, ее планы провалились: бросив свои силы на борьбу с армянами, она оголила фронт на юге и потерпела сокрушительное поражение.
Получив принадлежащий Армении Нахиджеван под видом “протектората”, отмечает Барсегов, правительство Советского Азербайджана отказало бежавшим из этой области армянам в праве на возвращение в свои дома. Председатель Совнаркома Азербайджана Мусабеков в телеграмме Совнаркому Армении от 24 июня 1922 г. извещал, что “по решению ЦИК Азербайджана запрещается массовое переселение населения в границы Азербайджана”.
Усилия союзных и закавказских властей вернуть беженцев-армян в Нахиджеван результатов не дали. Законодательная комиссия Закавказского ЦИК 18 ноября 1926 г. засвидетельствовала, что “действительное положение беженского дела в Азербайджане сводится к тому, что в общем и целом Азербайджан за время советизации не принял обратно беженцев-армян, покинувших его пределы…”. В результате этой деятельности в Азербайджанском “протекторате”, по свидетельству М. Горбачева, “за 40 лет число армян сократилось с 40 до 1,5%.” Теперь же в Нахиджеване, так же как и на исторических армянских землях по турецкую сторону границы, армян не осталось.
В армянской автономии Нагорного Карабаха руководители Советского Азербайджана, не имея возможности пользоваться традиционным методом резни, успешно осуществляли этническую чистку методом выдавливания армян и планомерного заселения азербайджанцами, отмечает Ю.Барсегов:
«… Итог: численность армян в Нагорном Карабахе была снижена с 97% ко времени создания “автономии” в 1923 году до 76% в 1988 году. При том, что по рождаемости армяне в то время не уступали и даже превосходили азербайджанцев, темпы роста у азербайджанцев были выше почти в шесть раз.
Когда армянам Нагорного Карабаха стало очевидно, что методами “белого геноцида” их лишают своей родины, и они поставили вопрос о самоопределении, азербайджанцы ответили возобновлением традиционных погромов и резни армян в Сумгаите, Баку, Гяндже и других городах, депортациями десятков сел Карабаха.
Начатая в 1988 году вторая карабахская война, как и первая война 1918-1920 гг., была следствием и продолжением вековой турко-азербайджанской политики Геноцида армян и выражалась в прямых актах геноцида — резне, депортациях, этнических чистках. Она сознательно велась на истребление.
Против гражданского населения Степанакерта и других армянских населенных пунктов использовалось оружие массового поражения — авиация, ракетные установки “Град” и др. Голодная блокада дополнялась целенаправленным уничтожением объектов жизнеобеспечения. Так же, как это делали турки, их азербайджанские последователи сознательно культивировали жестокое обращение с армянами для провоцирования их массового исхода».
Как видим, геноцидальная политика Турции и созданного ее усилиями гособразования под названием «Азербайджан» осуществлялась весь ХХ век. Она продолжается и в ХХI столетии. Пока мировые державы и международное сообщество в целом на протяжении 100 с лишним лет раскачивались в раздумьях по поводу геополитической целесообразности признания совершенного в Османской Турции очевидного и самого ужасающего, по выражению посла США в Османской империи Генри Моргентау, преступления, Турция и Азербайджан не останавливались перед совершением новых злодеяний.
Все прошедшие годы Азербайджан при плохо завуалированной поддержке Турции терроризировал Арцах, постоянно устраивая провокации на линиях соприкосновения с ВС Арцаха и Армении и в приграничных районах. В 2016г. Азербайджан предпринял попытку блицкрига в Арцахе, а в 2020-м уже при открытом участии Турции и нанятых ими ближневосточных террористов развязал против Карабаха полномасштабную войну с использованием против мирного населения всевозможных видов запрещенного международными конвенциями оружия, вплоть до кассетных и фосфорных бомб. Надо ли напоминать, что потомки младотурок не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков, ни пленных, безжалостно перерезая им, еще живым, горло, отрезая головы, уши, носы?!
Факт совершенного в Османской Турции и Западной Армении преступления против человечности признан многими десятками государств, Ватиканом, Европарламентом, Всемирным советом церквей. Однако Турция, являющаяся правопреемницей Османской Империи, осуществившей Геноцид армян, в попытках спасти свое лицо, продолжает отвергать обвинения.
Геноцид не ушел в прошлое. Целые этнические и религиозные группы вырезаются в Африке, на Ближнем Востоке. Жертвами становятся миллионы людей.
Все еще актуальна угроза осуществления Азербайджаном нового геноцида в Арцахе.
Проблема предотвращения геноцидов стоит перед человечеством по сей день. 31 марта с.г. на 49-й сессии Совета ООН по правам человека была принята традиционно предлагаемая Арменией резолюция «Предотвращение геноцида». Резолюция, соавторами которой являются страны из всех пяти региональных групп, оценивая нынешние опасности и вызовы, обозначает шаги, которые должны быть предприняты совместно государствами-членами ООН для предотвращения и признания преступления геноцида, восстановления справедливости, компенсации, наказания и привлечения к ответственности виновных.
Однако действенных механизмов для того, чтобы не допускать в будущем истребления человеческих групп по расовому, этническому или религиозному признаку. международное сообщество, увы, так и не выработало .