Как и ожидалось, премьер-министр Никол Пашинян, выступая в среду в ходе обсуждения на заседании парламента результатов исполнения в 2021 году программы исполнительной власти, представил договоренности, достигнутые по итогам состоявшейся 6 апреля в Брюсселе трехсторонней встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и с председателем Совета Европы Шарлем Мишелем.
Брюссельские договоренности
«Я дал согласие на то, чтобы министры иностранных дел Армении и Азербайджана начали подготовку мирного соглашения. Что это означает на практике, какими будут график и формат — нужно еще обсудить и решить. Но скорейшее подписание мирного соглашения с Азербайджаном входит в наши планы.
Должен, однако, заметить, что у нас нет иллюзий, поскольку мы не исключаем, что Азербайджан постарается как можно скорее завести мирные переговоры в тупик, сделав это поводом для новой агрессии и агрессивных действий против Армении и Арцаха.
Таков же, кстати, наш расчет и по поводу работ по делимитации, поскольку не исключаем, что Азербайджан воспользуется этим процессом для формулировки своих территориальных претензий к Армении, заявляя де-юре, что не имеет территориальных претензий», — изложил свою точку зрения премьер.
Господин Пашинян пояснил: понимая и просчитывая все риски и вызовы, пришли к выводу, что оставаться на том же месте и не иметь прогресса в процессе, не только не снижает, но и усугубляет риски. Именно поэтому власти Армении достигли договоренности в Брюсселе и по вопросу делимитации, чтобы до конца апреля сформировать двустороннюю армяно-азербайджанскую комиссию по делимитации и безопасности границ, приступить к работе.
Стратегия армянской стороны в этом вопросе следующая: уточнить официальную позицию Азербайджана по границе, официально зафиксировать позицию Армении, быть максимально легитимными в своих позициях. Проще говоря — использовать в урегулировании границы только факты и аргументы де-юре, добиться признания этой легитимности в международном сообществе и на этой основе достичь соглашения по границе Армения-Азербайджан.
Это означает — полагаться на факты де-юре, факты, имеющие отношение к делимитации территории Республики Армения, а не на пожелания или разговоры, отметил Пашинян, добавив, что после Брюсселя его очень сильно критиковали за отказ от предложения о зеркальном отводе войск.
«В этой связи должен сказать, что мы и ранее неоднократно заявляли, что зеркальный отвод войск никогда не был предварительным условием, считая, что нормальный процесс делимитации возможен только в отношении границ, где есть определенный уровень безопасности и стабильности, чего, к сожалению, нельзя сказать о нынешней армяно-азербайджанской границе.
Наши беспокойства по поводу того, что Азербайджан параллельно с делимитацией хочет поддерживать военную напряженность вдоль границы, чтобы оправдать свои территориальные притязания и сформулировать новые притязания в отношении Армении, наконец-то были восприняты международным сообществом.
Но мы уже достигли той опасной точки, когда предложение о зеркальном отводе войск может быть воспринято как политика, направленная на то, чтобы привести ситуацию в тупик. Именно поэтому, как я сказал на заседании правительства 31 марта, мы выразили готовность проявить гибкость и проявили эту гибкость в Брюсселе, надеясь, что международное сообщество будет уделять больше внимания обстановке безопасности вдоль границы», — сказал премьер-министр.
Он подчеркнул, что соглашение о демаркации в Брюсселе было достигнуто не на пустом месте. Договоренности, достигнутые в Сочи 26 ноября 2021 года, были доработаны, но все это также создало основу для того, чтобы в случае необходимости и Российская Федерация, и западные, и другие партнеры своей информацией, опытом оказали бы необходимую поддержку процессу делимитации границ.
Премьер сообщил, что двусторонняя комиссия по делимитации и безопасности границ, как и следует из названия, будет иметь двойной мандат: «Первый — это работа по делимитации, то есть демаркационная работа, второй — обеспечение безопасности и стабильности вдоль всей границы. Это означает, что Комиссия будет иметь определенные полномочия по мониторингу ситуации на границе, а также возможность выступать с конкретными предложениями по повышению уровня безопасности и стабильности на границе. При необходимости к этому процессу можно будет привлечь и международный экспертный потенциал».
Иллюзий нет, но диалог надо продолжать
В нынешней непростой геополитической ситуации Республика Армения должна проводить активную внешнюю политику, и международные контакты на уровне премьер-министра дают определенное представление об этой активности.
По словам премьер-министра, ключевая и главная цель заключается в одном — в этой новой ситуации лучше понять, что думает и чего хочет мир. Сделать наше мышление более понятным миру, более созвучным глобальным тенденциям. Вести, по возможности, сбалансированную внешнюю политику. Глава правительства в этом смысле отметил важность проводимой РА региональной политики.
«Пытаясь активизировать традиционные контакты с Ираном и Грузией, мы в то же время начали разговор также с Азербайджаном и Турцией. Конечно, у нас нет никаких иллюзий, но то, что разговор должен продолжаться с целью превратиться в реальный диалог, я думаю, это очевидно и отвечает государственным интересам Республики Армения», — отметил премьер-министр РА.
Статус — средство обеспечения безопасности
Мы неоднократно заявляли о своей готовности начать процесс мирного соглашения, сказал премьер, сообщив, что 10 марта одна из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ передала Армении представления Азербайджана об основных принципах мирного соглашения, заключающиеся в следующем — взаимное признание и уважение суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международно признанных границ, политической независимости друг друга; констатация отсутствия территориальных претензий друг к другу и де-юре обязательств по не выдвижению подобных требований друг к другу и в будущем; взаимное обязательство не создавать угрозы применения силы для безопасности, территориальной целостности или политической независимости в межгосударственных отношениях, не предпринимать действий, не соответствующих целям ООН; делимитация и демаркация границ и установление дипломатических отношений; разблокирование транспортных и других коммуникаций, создание новых коммуникаций и сотрудничество в других сферах, представляющих взаимный интерес.
Армения оперативно обсудила эти предложения и, по словам премьера, признала, что в них нет ничего неприемлемого для Армении, тем более, что де-юре Армения признала территориальную целостность и нерушимость границ Азербайджана, ратифицировав еще в 1992 году Соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Это признание и сегодня является частью нашего внутригосударственного законодательства.
«Мы констатировали, что у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, и вопрос Карабаха — не вопрос территории, а вопрос права. Следовательно, мы констатировали, что для Армении принципиальное значение имеют гарантии безопасности армянства Карабаха, обеспечение их прав и свобод и уточнение окончательного статуса Нагорного Карабаха», — отметил Никол Пашинян.
По словам главы правительства, с этим дополнением повестки Армения готова к началу мирных переговоров, и эта позиция была зафиксирована в ходе последней встречи в Брюсселе.
Пашинян подчеркнул, что в этой ситуации необходимо отметить очень существенный нюанс: «Если раньше мы ставили в основу статус Карабаха, и исходя из этого, гарантии безопасности и права, то сейчас мы закладываем в основу гарантии и права безопасности, исходя из этого статуса. Иными словами, мы констатируем, что статус в данной ситуации является не целью, а средством обеспечения безопасности и прав армянства Нагорного Карабаха».
Глава правительства напомнил, что еще 16 сентября 2021 года Армения представила в Международный суд иск против Азербайджана, обоснованный Конвенцией об искоренении всех форм расовой дискриминации, и надеется, что решение его станет фактором в сфере защиты прав армянского населения Нагорного Карабаха, повысит планку представления мировой общественности о статусе Нагорного Карабаха.
Премьер также отметил: своими действиями Азербайджан и сегодня делает все более обоснованным наш иск, обвиняющий Азербайджан в проведении политики национальной ненависти.
Премьер-министр ответил на многочисленные вопросы депутатов, а выступившие парламентарии обосновывали необходимость заключения мирного договора.
Обобщая итоги обсуждения результатов исполнения в 2021 году программы исполнительной власти, Никол Пашинян ответил также своим оппонентам. В частности обратился к утверждениям, что Шуши был сдан вследствие 44-дневной войны, подчеркнув, что война была именно из-за Шуши.
«Говорят, остановили бы войну. А что, мы не думали остановить войну? Или говорят, предотвратили бы войну, а что, мы не думали о ее предотвращении? Без Шуши остановить или предотвратить войну — было бы невозможно. Это было просто невозможно. Я говорил это несколько раз. Наши ребята, которые пали, слава им, они стояли за это право. Они стояли за возможность не сдавать Карабах. И то, о чем я говорю, это о том, чтобы не сдавать Карабах, потому что, если мы пойдем другим путем, мы сдадим Карабах, события вокруг Паруха вам в пример, будем сдавать по частям. Хватит обманывать друг друга», — резюмировал Пашинян.
По предложению премьер-министра депутаты минутой молчания, стоя почтили память героев, павших за Родину.
Напомним, что в заседании участвовали только представители парламентского большинства – фракции «Гражданский договор». Как ранее писала «РА» (№28 от 13 апреля) оппозиция бойкотировала пленарное заседание.