На прошедшем в Словении индивидуальном чемпионате Европы среди мужчин гроссмейстер Габриэл Саркисян был чрезвычайно близок к восхождению на континентальный шахматный трон.
Однако, при равенстве очков 38-летний столичный шахматист уступил первое место немцу Маттиасу Блюбауму. Габриэл, ставший в 2019 году чемпионом Европы по быстрым шахматам, завоевал серебряную медаль и впервые оказался в призерах европейского первенства по классической игре. О ключевых, на наш взгляд, эпизодах «битвы за титул» мы побеседовали с самим Саркисяном, который, напомним, является также победителем командного чемпионата мира и трехкратным чемпионом Всемирных шахматных олимпиад.
— На протяжении практически всего чемпионата Вы преследовали Блюбаума, но так и не смогли обойти его. Есть ли чувство неудовлетворенности?
— На мой взгляд, я выступил хорошо — в целом доволен своим результатом. В любом случае, чемпионат Европы — сложный и тяжелый турнир. Конечно, была реальная возможность стать чемпионом, но былого уже не вернуть. Я уступил только по дополнительным показателям, хотя и тут все не столь однозначно. Дело в том, что есть несколько методов подсчета дополнительных показателей. По примененной формуле у меня был второй результат, а по другой — первый.
— Вы имеете в виду коэффициент Бухгольца?
— Вот именно. По нему я бы стал чемпионом Европы. Сейчас учитывали средний коэффициент соперников, с которыми я встречался, а при Бухгольце определяющим стал бы средний результат всех моих визави. По нынешней формуле мой показатель был «-1». Блюбаум сыграл с двумя шахматистами с более низким коэффициентом, а я — с одним. Так я и занял второе место. Впрочем, мы заранее были знакомы с порядком подсчета дополнительных показателей, так что это не стало неожиданностью.
— На чемпионате Вы провели 11 партий, в которых одержали 6 побед и 5 раз сыграли вничью. Какая из этих ничьих стала для Вас определяющей в чемпионской гонке?
— Пожалуй, ничья в последней партии с испанцем Сантосом Хаймеем. Я долго думал и, учитывая разные факторы, решил, что в данной ситуации ничья является оптимальным вариантом, поскольку она обеспечивала второе место. Я учел и вероятность того, что мой соперник попробует добиться победы, так как отставал от меня на пол-очка. В таком случае у меня появился бы шанс поймать его на контригре и победить. Но испанец тоже решил не рисковать и синицу в руках предпочел журавлю в небе. Дело в том, что на этом чемпионате разыгрывались 20 путевок на Кубок мира 2023 года, а ничья предоставляла испанцу шанс стать владельцем одного из этих сертификатов.
— Вы тоже попали на Кубок мира?
— Естественно. И не я один – из армянских шахматистов путевки завоевали также Самвел Тер-Саакян, Шант Саргсян и Айк Мартиросян. В прошлом году аналогичное право получил Оганес Габузян. Кроме того, ФИДЕ предоставит Федерации шахмат Армении еще одно место. Таким образом, на Кубке мира у нас есть 6 гарантированных мест и не исключено, что число наших участников турнира будет еще больше.
— С Блюбаумом Вы тоже сыграли вничью. Что скажете об этой партии?
— Европейские шахматисты, как правило, являются мастерами дебюта. Он хорошо подготовился к этой встрече, а у меня чувствовалась усталость. Блюбаум, насколько я понял, хорошо изучил этот дебют с помощью компьютера и прекрасно владел его нюансами, а мне этот вариант был абсолютно не знаком. Я потратил много времени на анализ. Поэтому, в целом, считаю ничью нормальным результатом.
— Еще одно очко Вы поделили с азербайджанским шахматистом. Есть ли разочарование от результата этой партии?
— В действительности, он довольно сильный игрок. Я играл черными. В принципе ничья — нормальный результат. Особенно во встрече двух гроссмейстеров. Напряженность, конечно, была, но на турнирах такого уровня она присутствует в каждой встрече. В партиях с азербайджанцами она всегда проявлялась сильнее обычного, и это, конечно, мешало и мешает.
— Каковы Ваши планы на оставшуюся часть сезона?
— В составе сборной Армении важнейшим турниром, безусловно, является Всемирная шахматная олимпиада. До этого планирую участие в российской лиге и на турнире «Шарджа опен». Но Олимпиада — главный турнир, на котором попробуем выступить по возможности хорошо.