Чрезвычайный и Полномочный посол, экс-глава МИД Республики Арцах Арман МЕЛИКЯН в интервью «РА» о ситуации в и вокруг Арцаха и ходе процесса переформатирования Евразии
— Г-н Меликян, ситуация вокруг села Парух и высоты Караглух в Арцахе остается напряженной? Несмотря на требование стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ — России, США, Франции — к Азербайджану отвести свои войска на исходные позиции и следовать духу и букве 3-стороннего заявления от 9 ноября 2020 г., азербайджанские войска продолжают пребывать на дорогах вокруг Паруха и на определенной части высот Караглуха. Но на это уже никто не реагирует. Чем это объясняется?
— Для того, чтобы можно было реально оценить положение вещей в Арцахе, нам следует в первую очередь трезво оценивать текущую роль российского миротворческого контингента в контексте российской же политики на Южном Кавказе. А роль эта на данный момент сводится к тому, что Москвой гарантируется Баку территориальная целостность Азербайджана, и Арцах на время, пока миротворческая миссия будет осуществляться, рассматривается и признается русскими в качестве неотъемлемой его части.
При этом миротворцы вроде как должны следить за тем, чтобы находящиеся в их зоне ответственности армянонаселенные села и города не подвергались нападениям со стороны подразделений азербайджанских ВС и в пределах этой зоны не продвигали свои позиции. Прошедшие с момента подписания трехстороннего заявления полтора года показали, что азербайджанской стороной на армянское население оказывается разностороннее морально-психологическое и военное давление, и тихой сапой отдельные высоты и населенные пункты переходят под контроль Азербайджана.
Сейчас много говорится о гипотетической возможности восстановления СССР и сторонники при реализации этого проекта как в Москве, так и у нас, возможно, попытаются свести дело к тому, чтобы Арцах стал той «скрепой», которая будет для этого использована на Южном Кавказе для полного, всестороннего возврата Армении и Азербайджана в состав не СССР 2.0, а условной новой Российской Империи. При таком раскладе Москва, с одной стороны, как бы обеспечит территориальную целостность своей вновь обретенной азербайджанской провинции, а с другой – гарантирует безопасное существование не эмигрировавших из оставшейся части Арцаха компактно проживающих этнических армян.
В действительности, для осуществления такого плана реальных предпосылок не существует – развитие глобального процесса переформатирования Евразии естественным образом просто перетрет в пыль все эти местничковые фантазии наших стратегов. У России же найдется план «Б». Возможно, что план «Б» камуфлируется сегодня разговорами о проекте СССР-2.
— На фоне очевидных угроз Азербайджана в адрес Арцаха и Армении представители России и Запада, международных структур — ООН, ОБСЕ, ЕС — призывают Ереван и Баку договориться — о мирном договоре, о делимитации-демаркации армяно-азербайджанской границы и т.д. для «мира и стабильности в регионе». Это наивность или что-то за этим кроется?
— Названные международные структуры заинтересованы в обеспечении безопасности транзита углеводородов через Южный Кавказ и Турцию в Европу, поскольку антироссийские санкции могут привести к значительному сокращению поставок в страны ЕС российского газа и нефти. То есть на ближайшие 2-3 года газопровод «Турецкий поток» и соответствующие азербайджанские мощности станут критически востребованными на Западе и могут быть задействованы заинтересованными сторонами для обхода антироссийских санкций. Армяно-азербайджанское «замирение», таким образом, пока востребовано всеми – и получателями, и поставщиками энергоресурсов. Лакмусовой бумажкой для более точного определения хода и будущей хронологической периодизации региональных военно-политических процессов станет результат переговоров по иранской ядерной программе.
— На Ваш взгляд, чего можно ожидать от анонсированной встречи Пашинян-Алиев в Брюсселе 6 апреля?
— Возможно, там будет осуществлена некая подводка к последующим согласованиям положений армяно-азербайджанского мирного договора. Возможно, эту встречу имело бы смысл анонсировать в качестве обсуждения на европейской площадке неких предварительных договоренностей, прошедших предварительную обкатку и одобренных в трехстороннем армяно-азербайджано-российском формате. Если все пройдет гладко, то получится, что европейцы формально первыми дадут отмашку тому, что уже было оговорено сторонами под российским приглядом.
— Столь пристальное внимание международных акторов к ситуации в Арцахе, к армяно-азербайджанским отношениям — это отзвуки ситуации на Украине? Как противостояние между Россией и Западом там отражается на нашем регионе?
— Как силовое изменение статус-кво в Арцахе в 2020-м году, так и русско-украинская война являются отдельными элементами, задействованными в ходе реализации более широкого по охвату сценария переформатирования Евразии, конечной целью которого вполне определенно можно назвать формирование нового мирового порядка. Для нас пока события развиваются крайне драматично и носят экзистенциальный характер. К сожалению, армянские элиты, несмотря на сделанные заранее предупреждения, оказались неспособны нейтрализовать или, хотя бы, смягчить готовящиеся против нас удары. В настоящее время международно-политическая субъектность нашей страны стремится к нулю, и Армения в большей степени фигурирует в качестве территории, в пределах которой внешними игроками инициируются процессы, не контролируемые местными элитами.
По-видимому, в течение пары лет Южный Кавказ и Турция будут заняты обслуживанием энергетических интересов ЕС, при активном и заинтересованном, но «завуалированном» участии России. За это время, вопреки прилагаемым усилиям, экономический и военно-политический потенциал ЕС будет неуклонно критически снижаться. Армения и Арцах, скорее всего, пока будут продолжать существовать в режиме выживания.
— Связаны ли с противостоянием России и Запада на Украине намерения США и некоторых других западных стран увеличить военную помощь Азербайджану? На Ваш взгляд, с какой целью?
— Мне кажется, что мотивы оказания военной помощи Азербайджану Соединенными Штатами, Израилем или Великобританией в большей степени ориентированы на подготовку и поддержание процессов, которые будут активированы на иранском и центрально-азиатском направлениях. Баку предстоит отрабатывать авансом полученные арцахские преференции, и цена эта может оказаться очень высокой.
— Какова перспектива достижения Вашингтоном и Тегераном договоренности по ядерной сделке? Как может отразиться на регионе тот или иной исход ирано-американских переговоров?
— Исключить заключение сделки нельзя, однако, на мой взгляд, даже в случае подписания соглашения, сделка эта будет носить краткосрочный характер. В рамках реализации проекта переформатирования Евразии заключение такой сделки будет носить для США тактический характер.
— Как Вы прокомментируете звучащие из Тегерана заявления о готовности задействовать иранские ВС в случае нарушения Азербайджаном территориальной целостности Армении? Кстати, почему, как Вы думаете, в 2021 г. после, проведения у границ с Азербайджаном и Турцией масштабных учений предупредительного характера, Иран впоследствии убрал свои войска с ирано-азербайджанской и ирано-турецкой границ и даже пошел на некоторое сближение с Баку?
— Для Ирана, в случае заключения сделки по своей ядерной программе, будет критически важным диверсифицировать свои экспортные коммуникации. В этом контексте автономный транспортный выход через Армению и Грузию к Черному морю будет иметь стратегическое значение с точки зрения обеспечения соблюдения жизненно важных интересов ИРИ.
— С 2014г., с первых дней украинского Майдана, Вы говорили о предстоящих в мире, в т.ч. в нашем регионе, тектонических сдвигах, в т.ч. переформатировании Евразии. Спустя 8 лет на каком, как Вы думаете, этапе находится этот процесс и в каком направлении он продвигается? К чему нам готовиться?
— Прогнозирование хода геополитического процесса базируется как на расчете собственных интересов мировых центров силы, так и на понимании закономерностей, с которыми основным игрокам, да и всем прочим, приходится иметь дело и считаться, но не представляется возможным подчинять собственным целям. На данный момент сохраняется тенденция смещения волны насилия в сторону Центральной Азии и активизации там как старых, так и новых конфликтогенных очагов. Иран также будет в той или иной степени затронут.
Статья опубликована 5 апреля, 2022 08:42
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…