В этом году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося дирижера и композитора, Народного артиста Армянской ССР, кавалера французского Ордена искусств и литературы и других высоких наград Огана Дуряна. Родившийся в Иерусалиме, мальчик из бедной многодетной семьи, сын плотника сумел покорить своим дирижерским мастерством весь мир. Редкий талант, рекордсмен, стоявший за пультом 120 лучших оркестров мира, он был настоящим самородком…
Оган Дурян (Ованес Хачатурян) родился 8 сентября 1922 года в Иерусалиме. Его восхождение на вершину музыкального Олимпа можно считать божьим промыслом. И талант его былбогоданный, поскольку в его семье, где было 11 детей, к музыке никто не имел отношения.
Жили бедно и отцу пришлось отдать маленького Ованеса в немецкую школу-интернат города Назарета. Как-то директор школы принес детям флейту, которая никого из учащихся не заинтересовала, и только Ованес Хачатурян был очарован этим инструментом и единственный из детей научился играть на нем. Свое образование Ованес продолжил в Иерусалимской консерватории (класс дирижирования B. Пфеффера и класс композиции И. Гринталя).
В 21 год по рекомендации Пфеффера юноша встает за дирижерский пульт Иерусалимского радиооркестра. После окончания консерватории в 1945 году, Ованес отправляется в Европу, где совершенствует свое мастерство — в Швейцарии, а затем Франции. В 1947 Париж покорили сразу два армянина: Шарль Азнавур, к котрому пришел первый большой успех, и Ованес Хачатурян.
Выступление 25-летнего Ованеса в Пале де Шайобыло поистине триумфальным. Позднее Ованес дирижирует австрийским «Тонкюнстлероркестр»: на концерте среди зрителей присутствует и великий дирижер Герберт фон Караян, который после концерта заходит в гримерную к дирижеру и предлагает работать вместе.Впоследствии, по рекомендации Караяна, Дурян дирижировал оркестрами Берлинской и Венской филармонии.
К этому времени в мире уже приобрел известность еще один Хачатурян — Арам Ильич. Пресса стала часто путать двух музыкантов, после чего на афишах появилось новое имя — Оган Дурян. Большие возможности за рубежом, признание, знание нескольких иностранных языков — что еще нужно для творческого человека? Но Дуряна тянет на историческую родину, в Советскую Армению. Его всячески отговаривали друзья, пугали «прелестями советского режима», но он поступил по своему — впервые приехал в СССР в 1957 году в составе французской делегации для участия в VI Bсемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.
Он триумфально выступает в Колонном зале Дома Союзов с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения и окрыленный успехом решает навсегда остаться в СССР. В том же году переезжает в Ереван, в чем ему очень помогает Католикос Всех армян Вазген I.
В 1960-1965 годах Дурян занимал должность главного дирижёра Армянской филармонии, а c 1971 года — Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова. В 1967 году основал симфонический оркестр армянского радио и телевидения. В Армении Оган Дурян женился, у него родился сын.
Дурян много исполнял симфоническую музыку армянских композиторов: А. Спендиарова (сюиты), А. Хачатуряна (Вторая симфония), Э. Мирзояна, Э. Оганесяна, К. Орбеляна, Д. Тер-Татевосяна, А. Аджемяна. И сам он был автором прекрасных произведений — «Oды Pодине», Оратории на темы Kомитаса, «Комитасианы» и др.
В 1962 году армянского дирижера приглашают в Германию для выступления с прославленным Лейпцигским оркестром Гевандхауса. Успех Дуряна был настолько безоговорочным, так восхитил специалистов и публику, что ему предлагают занять место главного дирижера оркестра.
Дирижер считал, что нужно знать всю партитуру наизусть, чтобы во время концерта не отвлекаться на ноты и вдохновлять музыкантов. Ему удавалось своими жестами, мимикой, движениями так потрясти оркестр, что в результате максимально раскрывалось сочинение композитора. А дирижировал он руками, без палочки…
Его считали одним из лучших интерпретаторов Брукнера, лучшим исполнителем 9 симфонии Бетховена, и не только… Критики и музыканты редко бывают единодушны в своих оценках, но исполнение Дуряном ряда сочинений Моцарта считали эталонным: оно получило одобрение во всем мире.
Понятно, что успех и востребованность Дуряна за рубежом не могли нравиться советскому правительству, которое постепенно стало сводить к минимуму его заграничные поездки. В итоге в один прекрасный день Дурян не вернулся в СССР. Музыкант очень страдал, поскольку в Армении остался его маленький сын.
Но обвинений в «предательстве» родины в его адрес не могло быть, поскольку он родился и выучился за рубежом. Советское государство не вкладывало в него деньги, а наоборот, получало, поскольку выступления Дуряна не только приносили полные залы, но и славу СССР и Армении. Одним словом, власти пошли на попятную и дали обещание не препятствовать перемещениям музыканта.
Имея на руках множество зарубежных контрактов, он был единственным музыкантом мирового уровня, который в 60-е годы вернулся в СССР. А в конце 60-х маэстро снова зовут возглавить оркестр Гевандхаус, что, естественно, вызывает ответную реакцию Москвы.
Как рассказывал сам Дурян, в итоге его место занял Курт Мазур, который сделал на оркестре большую карьеру, возглавив потом Нью-Йоркский филармонический оркестр: «Он прошел путь, который предназначался мне. И эту возможность коммунисты украли у меня. Они сломали мне карьеру». Маэстро решает эмигрировать в 1974 году: он чувствует себя очень обиженным и израненным, поскольку даже друзья стали сторониться его.
Плодотворно работая за рубежом (в Австрии, а затем во Франции, где в 1987 году был назначен главным дирижером Авиньонской оперы) маэстро не переставал скучать по родине. Армения же делала первые шаги на пути независимости, и Дуряна опять пригласили на родину.
Он вернулся в начале 90-х: выступал в роли главного дирижера Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, но из-за нездоровой обстановки окончательно покинул театр в 2001 году. Оскорбленный увольнением тогдашнего министра культуры, Дурян уехал в Москву, где более 4 лет руководил Московским симфоническим оркестром Центра Стаса Намина. Маэстро не стало в 2011 году, ему было 88 лет.
Оган Дурян: «Дирижировать оркестром — это и есть настоящее счастье. Пианист играет на своем инструменте, который без него нем: пока он не заиграет на инструменте, инструмент не звучит. Скрипка немая и скрипач нем, пока он на ней не заиграет. Все инструменты немы, пока к ним не прикоснется человеческое существо. Оркестр — это инструмент живых существ с разными эмоциями».