Как уже сообщала “РА”, 18 сентября в 11:00 часов было созвано внеочередное заседание парламента, на повестке которого стоял вопрос принятия проекта решения Национального Собрания о согласии на вынесение на референдум инициированного Президентом РА проекта изменений Конституции РА. Напомним, что для выступлений записались 40 депутатов, и дебаты продолжались целый день, порой доводя накал страстей до точки кипения.
В своем внеочередном выступлении председатель НС Галуст Саакян, в частности, подчеркнул, что конституционные реформы имеют насущное значение и направлены на укрепление жизнеспособности политического поля. Предлагаемый проект призван стать документом, направляющим политические силы к согласию и сотрудничеству, так как только в условиях единого и толерантного общества можно объединить силы и обеспечить стабильное развитие страны. Спикер особо отметил: “Хотелось бы, чтобы наше общество и особенно политические силы рассматривали изменения Конституции как важный и необходимый процесс, направленный на утверждение в стране стабильной демократии и строительство государства, основанного на защите прав и свобод человека, правильном разграничении и сбалансированности ветвей власти, обеспечении обществу современных социальных гарантий, формировании правовой базы для стабильного политического и экономического развития, а также на других общечеловеческих ценностях”.
Накал же страстей был вызван тем, что парламентская оппозиция в буквальном смысле слова в панике: менее двух лет остается до парламентских выборов, и уже очевидно, что минимум две партии — Армянский национальный конгресс и “Наследие” — либо добровольно откажутся от участия в них, либо потерпят абсолютное фиаско. Причин много, и самые главные — в их собственных рядах. Обе фракции давно в процессе раскола, нет согласия по важнейшим вопросам. На этом фоне именно в день внеочередного заседания было объявлено, что депутат НС Рубик Акопян прекращает свое членство в партии “Наследие” и складывает полномочия руководителя фракции. Сам господин Акопян аргументирует это серьезными разногласиями в позициях и подходах к внешним и внутренним , а также внутрипартийным вопросам между ним и отцом-основателем партии Раффи Ованнисяном. Оставим в стороне то обстоятельство, что в парламентских кулуарах упорно муссируются слухи о намерении Рубика Акопяна вернуться в ряды “Дашнакцутюн”, обратим внимание, что после парламентских выборов 2012 года фракция “Наследие” вызывала в политических кругах недоумение своим составом: непосредственно “Наследие” в ней представлена только Заруи Постанджян и Рубиком Акопяном, которого изначально можно было назвать “наследником” лишь с большой натяжкой. По всей видимости, человеку предложили включить в список, притом на проходное место, и он согласился. Теперь же, когда корабль “Наследия” медленно но верно идет ко дну, господин Акопян покидает его. Два других мандата “Наследия” получили беспартийный Теван Погосян и лидер крохотной партии “Свободные демократы” Александр Арзуманян. Еще один экс-член фракции Хачатур Кокобелян ряды ее покинул давно. Лидер партии не направил в парламент верных своих соратников, прекрасно сознавая, что собранные из разных партий люди рано или поздно перессорятся — то, свидетелями чего мы сегодня и являемся. Намеренно это было сделано, или нет, трудно сказать, и мог ли прогнозировать Раффи Ованнисян бесславный конец парламентского представительства его детища, но уже очевидно: как неожиданно появилось “Наследие” на политическом горизонте, так и исчезает с него.
Ныне же фракцию “Наследие” возглавит Заруи Постанджян, известная своей несдержанностью как в проявлении эмоций, так и в выражениях, делает столь безответственные заявления, что невольно начинаешь сомневаться в ее юридическом образовании. Если обычного смертного за столь подстрекающие заявления могли бы и к ответственности призвать, то в распоряжении госпожи Постанджян — высшая трибуна в стране, не говоря уже о депутатском статусе неприкосновенности, которым она и пользуется с лихвой…
В целом по итогам дебатов сложилось впечатление, что АНК и “Наследие” остались при своем мнении относительно целей реформирования Основного Закона — обеспечение воспроизводства властей. Во всяком случае, заявили, что будут голосовать против.
Не определилась в своей позиции “Оринац еркир”. Воздерживаясь выступать с резко критических позиций, эта партия представила предложения и ждет реакции. Иными словами, ПОЕ вновь вступила в игру: мы пока не определились, но, если сохранится надежда на места в парламенте следующего созыва, выскажемся “за”. Вспомним: каждый раз за год-два до общегосударственных выборов данная политическая сила резко уходит в стан оппозиции, а после них — становится частью власти, верхушка партии получает должности и мандаты, и этим вопрос исчерпывается. До следующей предвыборной кампании.
Фракция “Процветающая Армения” проголосует за проект конституционных реформ, заявил в ходе обсуждений депутат Микаел Мелкумян. Напомним, что эта фракция после ухода бизнесмена Гагика Царукяна с поста лидера партии и фракции на 180 градусов изменила свою политическую ориентацию, и если прежде утверждала, что все делается для воспроизводства власти, конкретно — одного-единственного человека, — то ныне думает совершенно иначе. “В результате встреч и обсуждений с членами Профессиональной комиссии по конституционным реформам и Президентом Армении я понял, что наш народ должен пройти этим путем. Мы должны суметь пойти на консенсус, и ППА за этот вариант Конституции”, — отметил господин Мелкумян.
Глава фракции АРФ “Дашнакцутюн” Армен Рустамян в своем выступлении еще раз подтвердил, что АРФД за конституционные реформы, и сделает все, чтобы они были воплощены в жизнь.
Глава фракции Республиканской партии (РПА) Ваграм Багдасарян в своем выступлении отреагировал на выступления некоторых оппозиционных депутатов, подчеркнув, что РПА в течение года обсуждала реформы, представляла свои предложения и на данный момент готова проголосовать за проект.
На этой ноте дебаты и завершились. Голосование, по всей вероятности, состоится на следующей парламентской четырехдневке. Добавим лишь, что РПА, ППА и АРФД в сумме имеют количество мандатов, более чем достаточных для принятия нужного решения. И можно констатировать, что абсолютное большинство депутатского корпуса поддерживает конституционные реформы.