«… Я была ошеломлена тишиной. Я никогда не чувствовала такой ужасной, искусственной тишины. Внезапно кажется, что тишина бормочет, камни шепчутся, двигаются и набрасываются, и волосы встают дыбом. В марте 1920 года за три дня здесь было разрушено и сожжено 7000 домов, зарезано, по словам некоторых, 3-4 тысячи армян, а по другим – более 12 тысяч. Дело в том, что никого из 35 000 армян в Шуши не осталось. Где-то в ручье все еще можно увидеть женские волосы, покрытые черной кровью. Человеку с хорошим воображением тяжело дышать здесь. Ты идешь, идешь, идешь через ряды обугленных зданий, или, скорее, куски стен, ты спешишь, опасаясь, что никогда отсюда не выйдешь …»
Так известная советская писательница Мариэтта Шагинян описала свои впечатления от посещения арцахского города Шуши в 1927 г., спустя 7 лет после жесточайших армянских погромов, организованных азербайджано-турецким террористическим тандемом в марте 1920 г.
В ночь на 23 марта 1920 г. войска появившегося в мае 1918 г. усилиями Турции гособразования под названием «Азербайджанская Демократическая Республика» под командованием Хосров бек Султанова, назначенного при помощи Великобритании генерал-губернатором Карабаха, сожгли армянский квартал Шуши и устроили массовую резню армянского населения.
Предыдущие два года Азербайджан и турецкие войска, в сентябре 1918 г. захватившие Баку, устроив там массовые погромы армян, жертвой которых стало около 20 тысяч человек, периодически требовали от действовавших в Карабахе армянских структур подчиниться Азербайджану. Эти ультиматумы с той же периодичность отвергались съездами карабахских армян.
Более того, 22 июля 1918 г. первый Карабахский съезд, в котором участвовали представители от 21 армянской деревни и 8 депутатов от Шуши, избрал Народное правительство Карабаха и принял постановление о том, что «Карабах является частью Араратской (Армянской) Республики».
Национальный совет карабахских армян не признает власть назначенного англичанами в январе 1919 г. генерал-губернатором Карабаха Хосров бека Султанова, а 5-й Карабахский съезд своим решением провозгласил, что Карабах никогда не принимал и не примет власть Азербайджана. В ответ Султанов с помощью турецких военных увеличивает военное присутствие Азербайджана в Карабахе, а с 1919 г. осуществляет погромы армян Шуши и близлежащих деревень — Гайбалу, Кркжан, Пайлур, Джамилу др.
В марте 1920 г. погромы армян начались в Гандзаке, Северном Арцахе и других регионах. Им предшествовало распоряжение Султанова с 1 марта запретить жителям Шуши покидать город и постановка на учет всех армянских офицеров, которые могли бы поехать в регионы и организовать самооборону.
В ночь на 23 марта началась массовая резня армянского населения Шуши.
«Началось беспощадное истребление беззащитных женщин, детей, старух, стариков и т.д. Армяне подвергались массовой резне. Причем красивых армянских девиц насиловали, после чего расстреливали. По приказанию Хосров-бека Султанова, погромы продолжались более шести дней, все дома в армянской части были разгромлены, разграблены и сожжены дотла, уводя женский пол куда кому захотелось на расправу палачам-мусаватистам.
Во время этих исторических коварных расправ Хосров-бек Султанов, произнося речи, объявлял мусульманам, о священной войне и призывал окончательно покончить с армянами города Шуши, не пощадив женщин, детей и т.д.», — пишет член компартии Азербайджана Оджахкули Мусаев правительству РСФСР.
Чудом спасшийся 16-летний юноша по имени Сурен рассказал потом: «Мы проснулись от выстрелов. Я и отец вышли во двор. Отец на секунду зашел в туалет, а я стоял у лестницы, как вдруг к нам во двор ворвались шестеро вооруженных турок. Я успел незаметно залезть под лестницу, так что они меня не заметили. Тут же отец вышел на двор; в эту же секунду трое турок застрелили его.
На выстрелы выбежала вся наша семья. Турки набросились на них. Сперва двое изнасиловали мою мать и тут же убили ее. Потом изнасиловали двух младших братьев и тоже убили. Изнасиловали старшую сестру и тоже убили. Один здоровый аскер взял затем за ноги мою трехлетнюю сестру Анаит и с силой ударил ее головой о стенку.
Она вначале кричала, но когда этот зверь ударил ее головой о стену, из ее носа и рта хлынула кровь, и она затихла. Труп сестры турок выбросил к лестнице. Я хотел закричать, но потом овладел собой и умолк. Все, что я увидел, слишком сильно подействовало на меня, особенно смерть малютки-сестры. Когда они, ограбив наш дом, ушли, я подождал несколько минут и вылез из укрытия. Поцеловав окровавленное лицо сестренки, я вышел со двора и, услышав выстрелы у соседнего дома, перепрыгнул через забор и пришел к ним» (к оказывавшим сопротивление армянам — Г.М.).
Шуши – город-крепость, обладавший уникальными для конца XIX — начала XX века городской культурой и традициями, один из узловых культурных, экономических, политических центров региона, один из красивейших и крупных городов Кавказа, столица Арцаха, переживший набеги кавказских татар и турок в 1905, 1906 и 1918-1919 гг. был уничтожен в марте 1920-го.
Была разрушена, разграблена и сожжена вся армянская часть города. 7 тысяч благоустроенных домов, памятники истории и культуры, библиотеки, школы и гимназии, типографии и магазины города превратились в пепел, была выведена из строя первая на Кавказе канализация. Были зверски убиты более 40 тысяч армян. Бежать удалось немногим.
«Шушинская резня, активное участие в которой принимали турецкие офицеры и эмиссары, стала очередной попыткой перенести Геноцид армян уже в Восточную Армению в контексте реализации пантюркистской идеологии.
Эта ужасающая по своей жестокости трагедия обозначила истинные цели азербайджанских властей в отношении Арцаха и армянского народа и не только изменила демографию Шуши, но и оставила неизгладимый след на атмосфере города и предопределила последующие процессы.
Спустя почти 70 лет азербайджанские власти вновь прибегли к апробированному инструменту в своем арсенале — резне и депортации невинного армянского населения, организовав массовые убийства и погромы в Сумгаите, Баку, Гандзаке (Кировабад) и в других населенных пунктах бывшей Азербайджанской ССР.
В 2020 году трагедия вновь повторилась. Оккупировав в ходе 44-дневной агрессии против Республики Арцах город Шуши, Азербайджан вновь изгнал оттуда армянское население города.
Как в 1920-м, так и в 2020 году Азербайджан стремился не просто уничтожить армянское население города Шуши и Арцаха в целом, но и стереть его историю, культуру и дух. Этой стратегии Азербайджан продолжает придерживаться и сегодня», — отмечает в заявлении в связи со 102-й годовщиной массовой резни армянского населения в Шуши МИД Республики Арцах.
В настоящее время в силу присутствия в Арцахе российских миротворцев Азербайджан, будучи лишенным возможности возобновить военные действия, прибегает к иным методам войны — от обстрелов мирных населенных пунктов до лишения поставок газа и соответственно отопления и горячей воды с целью вызвать гуманитарный кризис и вынудить армян покинуть Арцах.
С 8 до 19 марта арцахцы были лишены поставок газа из Армении вследствие намеренного повреждения азербайджанской стороной газопровода и отказа разрешить армянским специалистам и российским миротворцам приступить к ремонтным работам. Эта ситуация вызвала перебои с электроснабжением, больницы и другие социально важные объекты остались без отопления, школьные каникулы начались раньше запланированного.
После долгих переговоров азербайджанцы вроде как газопровод отремонтировали. Однако через пару дней, 21 марта, газ снова перестал поступать в Арцах. По утверждению властей Арцаха, в ходе ремонтных работ на газопроводе, подорванном 8 марта в районе оккупированного азербайджанцами города Шуши, азербайджанская сторона установила вентиль.
Более 30 тысяч детей в Арцахе остались без отопления и горячей воды, отметил Омбудсмен Арцаха Гегам Степанян. Азербайджан намеренно перекрыл подачу газа из Армении в Арцах. Это ничто иное, как преступление против человечности, подчеркнул он.
Как видим, за прошедшие 102 года в целях, политике, нравах и методах азербайджанских фашистов ничего не изменилось. Все та же воинственная риторика и нагнетание атмосферы ксенофобии в азербайджанском обществе. Отсутствие адекватной оценки, а самое главное — действенных мер в отношении Азербайджана со стороны мировых держав и международных организацией, — создает предпосылки для все новых преступлений официального Баку в отношении армянского народа.
Кстати, в ныне находящемся под азербайджанской оккупацией Шуши есть улицы имени Мамед Эмина Расулзаде, героя Азербайджана, которому с 1993г. стоит памятник в 30 км. от Баку, основателя азербайджанского легиона Вермахта и идеологического руководителя нацистов среди народов Кавказа, а также «учителя Гитлера и Муссолини» Мустафы Кемаля Ататюрка, известного варварскими приказами в период Геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении. «Ататюрк начал новую травлю армян: наполнив железнодорожные вагоны женщинами и детьми, он приказал засыпать их углем, а затем поджечь…», — свидетельствует американский консул в древнегреческой Смирне Джордж Хортон.
Комментарии, как говорится, излишни…