В понедельник стало известно, что Армения обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ для организации переговоров с целью заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
«Республика Армения ответила на переданные Азербайджанской Республикой предложения и обратилась к сопредседательству МГ ОБСЕ с просьбой организовать переговоры с целью заключения мирного договора между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой на основе Устава ООН, Международного пакта о политических и гражданских правах и Хельсинкского Заключительного акта», — говорится в сообщении, распространенном Министерством иностранных дел Республики Армения.
Как видим, в заявлении МИД Армении не раскрыто, какие пункты содержатся в предложениях Азербайджана.
Зато азербайджанские СМИ, с подачи внешнеполитического ведомства, сразу начали пестреть цитатами из данного документа.
Если верить им, то Азербайджан предлагает Армении следующие принципы для нормализации отношений:
— взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга;
— взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем;
— воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН;
— делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений;
— открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.
Излишне говорить, что, с учетом непрестанного агрессивного поведения Азербайджана в отношении Армении, документ напоминает скорее ультиматум, и это не удивительно.
Возведший арменофобию на государственный уровень Алиев, разглагольствуя о заключении мирного договора с Арменией, нас, армян, называет фашистами, и ему кажется, что тем самым сам очищается от этой коричневой чумы. Порой его выступления полны неприкрытых призывов к мусульманскому миру выступить в религиозный поход против христианских армян.
У президента соседней страны часто случаются подобные приступы арменофобии – в Армении к этому уже начали относиться как к очередному обострению хронической болезни…
Карабахское движение изначально было национально-освободительным. В начале развала СССР Нагорно-Карабахская Автономная Область, входившая в состав Азербайджана, в строгом соответствии с Конституцией СССР заявила, что не считает себя отныне в составе Азербайджана и боролась за независимость. Право наций на самоопределение никто не отменял, и все заинтересованные стороны прекрасно знают, что именно этим положением международного права воспользовались армяне, родина которых – Нагорный Карабах.
А заинтересованные стороны, кроме Армении и Карабаха, равно как и международные организации, в одну из которых – Минскую группу ОБСЕ, — ныне, получив предложение Азербайджана, обратилась Армения.
Излишне напоминать, что Минская группа ОБСЕ, вернее, сопредседательство трех стран – России, США и Франции, — была сформирована в марте 1995 года именно с целью содействовать мирному урегулированию Карабахской проблемы. Азербайджан за минувшие годы сделал все возможное и невозможное, чтобы торпедировать мирное урегулирование, и ныне продолжает наращивать напряженность в регионе. Достаточно напомнить миру, что уже долгие дни Карабах остается без газа и света по вине Азербайджана – на оккупированных территориях эта страна вывела из строя газопровод, по которому Армения поставляет Карабаху голубое топливо.
Подчеркнем, Армения ныне обратилась к сопредседательству МГ ОБСЕ с просьбой организовать переговоры. Ибо Минская группа ОБСЕ не может обойти вопрос статуса Нагорного Карабаха. Наиважнейшим пунктом многолетних переговоров является именно вопрос статуса. И именно этого ныне боится Алиев, с пеной у рта утверждая, что после 44-дневной войны вопрос решен и всячески нагнетая обстановку в регионе.
Вот тут и проходит водораздел между международными организациями и Алиевым.
Минская группа ОБСЕ после 44-дневной кровопролитной войны, развязанной турко-азербайджанским тандемом, четко выразила свою позицию, заявив, что итоги этой войны абсолютно не разрешают проблему, ибо не определен вопрос статуса Нагорного Карабаха.
Не согласна с Алиевым и глава делегации ЕС в Армении, посол Адреа Викторин. В ходе прошлогодней встречи с бывшим министром обороны Армении Аршаком Карапетяном (октябрь 2021 года) она сообщила, что Евросоюз поддерживает усилия сопредседателей МГ ОБСЕ по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, выразив готовность способствовать возобновлению переговоров в формате сопредседательства. А это означает, что Евросоюз также не принимает всерьез заявления Алиева о том, что вопрос Нагорного Карабаха он решил самолично.
Вашингтон также не считает азербайджано-арцахский конфликт урегулированным, поскольку не решен статус Арцаха. Спустя почти год после окончания 44-дневной войны с таким заявлением выступила посол США в Армении (США – один из сопредседателей МГ ОБСЕ) Линн Трейси. По ее мнению, этот вопрос – статус Арцаха, — останется в повестке Минской группы ОБСЕ для возобновления переговоров под ее эгидой.
Мы привели лишь несколько примеров несогласия с алиевскими утверждениями, что Карабахский вопрос решен. За полтора года, минувшие после войны, озвучено много заявлений , подтверждающих несерьезное отношение главы соседней страны к собственным высказываниям.
Алиев врет, говоря, что Карабахский вопрос решен. Врет, чтобы оправдаться перед своим народом и перед старшим братом – Турцией.
Реакция же международных организаций совершенно иная. И как ни печально, статус Нагорного Карабаха тут совершенно ни при чем. Международные организации не допустят рождения нового агрессивного монстра в лице турко-азербайджанского тандема, вынашивающего далеко идущие планы и пытающегося диктовать свою волю в наше неспокойное время. Диктующих уже полным-полно. Все ниши заняты – сколько ни кричи, что вопрос решен.