Действия Азербайджана на фоне проводимой Россией на Украине спецоперации все явственнее обретают контуры открытия антироссийского фронта на Южном Кавказе. Это не второй фронт в привычном его понимании.
На откровенное столкновение с Россией Азербайджан не пойдет, по крайней мере, на добровольных началах. Однако все его и стоящей за его спиной Турции шаги носят откровенно антироссийский характер в стремлении, пользуясь российско-украинским кризисом и широкомасштабными международными санкциями в отношении России, нажиться территориальными и геополитическими дивидендами.
Мы уже писали о резкой эскалации Азербайджаном ситуации в Арцахе. Обстрелы арцахских сел Храморт, Парух и Хнапат, Кармир Шука имеют место практически ежедневно и даже по несколько раз в день. Калибр применяемого оружия раз за разом увеличивается. В ход пошли минометы и крупнокалиберные пулеметы.
В Парухе ранение получил один их жителей села. А прямо напротив Храморта азербайджанцы оборудуют новый командно-наблюдательный пункт. Звучат предположения, что делается это в целях дальнейших попыток захвата этого имеющего стратегическое значение села, расположенного в 8 км от Акна (Агдама).
Telegram-каналы сообщают о передвижении и скоплении военной техники ВС Азербайджана «на всех направлениях» — от Арцаха до линии соприкосновения с Арменией. Бывший омбудсмен Армении Арман Татоян: «У сел скопили тяжелую военную технику, в том числе танки.
При этом, делают это демонстративно. С позиций своих ВС (азербайджанцы — Г.М.) угрожают гражданскому населению на армянском языке через громкоговорители. Угрожают применить силу и заставить покинуть свою Родину, родные села».
Азербайджан также продолжает действовать в направлении дискредитации дислоцированных в Арцахе российских миротворцев («РА» №19 от 11.03.22). На сей раз это выражается в игнорировании попыток миротворцев наладить газоснабжение Арцаха.
Дело в том, что с 8 марта из-за якобы аварии на газопроводе, по которому Арцах получает газ из Армени, газоснабжение республики прекращено. Аварийный участок находится на территории, оккупированной Азербайджаном.
Тот факт, что азербайджанцы отказывают армянской стороне в разрешении на ремонт трубопровода, свидетельствует о том, что газопровод мог быть поврежден ими умышленно. Отказы получают и российские миротворцы, причем, по некоторым сообщениям, в крайне грубой форме в адрес российских офицеров.
Более того, в Баку утверждают, что причиной аварии на газопроводе Армения-Арцах, якобы, стала диверсия, устроенная российскими миротворцами.
Между тем, в Арцахе идет снег, температура воздуха от 0 до -8° и ниже. Как отмечает госминистр Арцаха Артак Бегларян, около 100 000 жителей республики (80% от общего населения и 100% газифицированного населения) полностью лишены газоснабжения, включая отопление и горячую воду. Как следствие, закрыты школы и детсады.
Все это — политика геноцида в отношении Арцаха, армянского населения, которому, как заверяют представители официального Баку международные организации, «Азербайджан полон решимости обеспечить права и свободы граждан». И делается это в нарушение трехстороннего — Россия, Армения, Азербайджан — заявления от 9 ноября 2020 г.
Более того, свою подготовку к новой агрессии против Арцаха Баку называет подготовкой к «антитеррористической операции», пытаясь таким образом шантажировать Москву Декларацией о союзническом взаимодействии от 22 февраля 2022 г., в которой есть пункт об «объединении усилий в противодействии и нейтрализации угроз международного терроризма, экстремизма и сепаратизма».
Очевидно, что этот пункт в отношении Арцаха Баку сделает предметом торга с Москвой как по вопросу окончательного закрытия проблемы Арцаха по азербайджанскому сценарию, так и по вопросу присутствия в регионе российских миротворцев, от которых Азербайджан и Турция просто мечтают избавиться.
Вместе с тем Азербайджан продолжает предлагать себя, то бишь свой газ, Европе, отказавшейся от российского голубого топлива. В Баку утверждают, что у них «достаточно газа для поставок в Европу» и намерены поставлять ей до 9,1 млрд кубометров, хотя только из России Европа ежегодно требовала 135 млрд кубометров.
Но это одна сторона медали. Алиев фактически действует в нарушение пункта 25 Московской декларации: «Российская Федерация и Азербайджанская Республика будут воздерживаться от осуществления любой экономической деятельности, наносящей прямой или косвенный ущерб интересам другой Стороны».
На этом фоне попыток выдавливания России из процессов на Южном Кавказе уж совершенно логично прозвучало заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, утверждающего, что в переговорах по мирному соглашению между Баку и Ереваном не должно быть необходимости в третьей стороне: » Азербайджан и Армения должны сесть за один стол и провести переговоры».
Это фактически заявление о заинтересованности Баку и Анкары в дезавуировании, с одной стороны, тройного (Россия, США, Франция) сопредседательства Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта, с другой, — вышеназванного трехстороннего Заявления от 9 ноября 2020 г. и в установлении в регионе собственных турецко-азербайджанских фашистских порядков.
Баку и Анкара действуют в тесном координированном тандеме. В том числе и в первую очередь в вопросах, связанных с Арменией и Арцахом. Неспроста на фоне армяно-турецких переговоров по нормализации отношений Азербайджан стал более активно продвигать идею о необходимости заключения мирного соглашения с Арменией.
Пользуясь царящим в международных отношениях хаосом в связи со спецоперацией России на Украине, Алиев и Эрдоган торопятся закрепить юридически последствия и итоги азербайджано-турецкой агрессии против Арцаха осенью 2020 г. и вынудить Армению их признать.
Нет никаких сомнений, что в предлагаемом Азербайджаном так называемом мирном договоре речь пойдет о признании Арменией территориальной целостности Азербайджана, точнее, его юрисдикции над всем Арцахом.
Кроме того, как отмечает доктор политических наук Ваге Давтян со ссылкой на инсайдерскую информацию, Баку предлагает вывести армянские ВС из так называемых анклавов (1 село в Араратской области, 5 – в Тавушской). В-третьих, — проведение демаркации-делимитации согласно советским картам 70-х годов, что означает потерю Арменией ряда пограничных территорий.
В-четвертых, — разблокировка транспортных коммуникаций, в частности, с формированием т.н. »Зангезурского коридора», никак не вписывающегося в национальный транспортный интерес Армении и в корне противоречащий стратегии »Север-Юг». В-пятых, — Баку предлагает рассмотреть возможность возвращения азербайджанцев-беженцев в Армению либо финансовую компенсацию понесенных ими потерь.
«Продвигая эту повестку и сопровождая ее активными обстрелами, Баку преследует единственную цель: достичь заключения »мирного договора» как можно скорее – до завершения российской спецоперации на Украине.
Ибо очевидно, что достижение Москвой всех поставленных военно-политических целей на украинском направлении приведет к глубинному пересмотру геополитической архитектуры в Евразии, в том числе на Южном Кавказе. Отсюда и форсирование переговорного процесса со стороны Баку и Анкары», — отмечает В. Давтян.
По сути, Турция, делая вид, что якобы идет на нормализацию отношений с Арменией без предусловий, как было заявлено после встречи в Анталье глав МИД двух стран, проталкивает свои интересы, точнее, часть этих интересов, через Азербайджан. Отсюда и неудавшаяся попытка навязать Еревану встречу глав МИД Армении, Азербайджана и Турции в рамках дипломатического форума в Анталье.
Главная задача для Турции и Азербайджана на пути к овладению регионом — нейтрализация основного игрока на Южном Кавказе — России. Посему, лицемерно предлагая свои посреднические услуги в российско-украинском урегулировании, Анкара и Баку, оказывая Зеленскому всяческую поддержку, в том числе военную, на деле действуют против Москвы в надежде, что Россия надолго завязнет в Украине со всеми вытекающими негативными для нее последствиями.