В рамках XVI Международного музыкального фестиваля “Ереванские перспективы” 3 сентября в Ереване состоится событийный концерт: в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова выступит Израильский филармонический оркестр под руководством выдающегося дирижера современности Зубина Меты. Фестиваль проводится под высоким патронатом Президента Армении Сержа Саргсяна, а поистине исторический визит Израильского филармонического оркестра и его легендарного руководителя состоится при содействии Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян.
Израильский филармонический оркестр — один из лучших оркестров мира, который на протяжении вот уже 80 лет выступает в самых известных очагах культуры, на лучших сценических площадках мира и приглашается со стороны престижнейших музыкальных фестивалей. Художественным руководителем Израильского филармонического оркестра является всемирно известный дирижер Зубин Мета: он занял этот пост в 1977 году, и успех Меты в этом коллективе был настолько велик, что в 1981 году дирижер был объявлен его пожизненным руководителем. Вместе со своим коллективом Зубин Мета выступал с концертами на лучших сценах пяти континентов. Он руководил и является “почетным дирижером” таких ведущих оркестров, как Нью-Йоркский филармонический, Венский филармонический, Мюнхенский филармонический, и т.д. Зубин Мета был удостоен огромного количества наград и премий, является почетным доктором Еврейского университета Израиля и Института Вейцмана, почетным гражданином городов Флоренция и Тель-Авив. В 2011 году на известной голливудской Аллее славы была установлена звезда его имени.
Зубин Мета — общепризнанный мастер крупных и глубоких симфонических полотен, таких, как симфонии Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса. Вместе с тем он постоянно участвует в различных символических акциях, в концертах, имеющих скорее общественное, чем, собственно, музыкальное значение. Так, в 1990г. Мета дирижировал первым совместным концертом трех теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, — состоявшимся в Риме и приуроченным к финалу Чемпионата мира по футболу. В 1994г. Мета дирижировал “Реквием” Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Сараево, разрушенной в ходе Югославских войн. В 1999г. Мета дирижировал “Вторую симфонию” Малера на концерте, проведенном вблизи бывшего нацистского концлагеря Бухенвальд, причем симфония исполнялась двумя оркестрами, которыми в это время руководил Мета: Израильским филармоническим и Баварским государственным — оркестры располагались друг напротив друга. Мета пять раз (в 1990, 1995, 1998, 2007 и 2015гг.) дирижировал традиционным Новогодним концертом в Вене.
В переводе имя Маэстро означает “Властелин меча”, правда, его оружием является дирижерская палочка: “перековав меч на орало”, известный дирижер своим талантом и деятельностью борется за установление мира, обращается с музыкальными призывами — отказаться от войны и военных приготовлений и перейти к мирному труду. И в этом смысле его грядущий концерт, в рамках 100-летия Геноцида, как нельзя лучше характеризует его гражданскую позицию и станет еще одной существенной лептой в поддержку справедливых требований Армении по признанию этого бесчеловечного преступления прошлого века. Помимо этого, приезд такого коллектива в Армению — это не просто огромная честь для страны, но и свидетельство мощи и авторитета Армении в музыкальном мире.
В этой связи хочется отметить один важный аспект, на который в свое время указал президент фестиваля “Ереванские перспективы” Степан Ростомян — огромную значимость проведения таких концертов в Армении, с точки зрения ее пропаганды. Г-н Ростомян как-то рассказал историю, комментируя выступление всемирно известного дирижера Лорина Маазеля (вместе с Королевским оркестром Нидерландов “Концертгебау”) на “Ереванских перспективах” 2012 года, после которого последний отправился с концертом в Турцию — на празднование 400-летия установления дипломатических отношений между Нидерландами и Турцией.
— Это был праздник на государственном уровне, были приглашены члены королевской семьи Нидерландов, другие высокопоставленные лица. Кроме того, там отмечалась очередная годовщина смерти Ататюрка. И вот как прокомментировал это впоследствии Лорин Маазель на своем официальном сайте, — рассказывал Ростомян.
“Он сделал запись, в которой в очень дипломатичной манере противопоставил Армению и Турцию. Он написал, что пришлось минутой молчания почтить память Ататюрка, и отметил, что для него в этой стране главным событием было получить букет из рук принцессы Нидерландов. И все! А потом он стал рассказывать о своем визите в Армению, говорить о своей встрече с Сержем Саргсяном, о своих прекрасных впечатлениях от разговора с “этим грамотным и надежным человеком, специалистом армянского языка”. Рассказал также о гербе Армении, на котором высится Арарат, являющийся иконой в сердце всех армян, подчеркнул, что армян, в отличие от турок (которых 70 миллионов), всего 10 миллионов в мире — но все они “избранные люди”. Говорил и о нашем древнем алфавите, о стране, осуществившей первые в мире переводы, и представил нашу публику, которая встретила коллектив с необычайным воодушевлением и высоким пониманием искусства. И все в таком духе. Представляете, что это было? Это его “выступление” вызвало огромный резонанс в прессе, а в интернете развернулись длительные дискуссии. О чем все это говорит? О том, что благодаря нашему фестивалю мы во всем мире приобретаем друзей из самых выдающихся культурных деятелей, каждое слово которых может серьезно влиять на имидж нашей страны. Это прекрасный пример своеобразной культурной дипломатии”, — подытожил Степан Ростомян. Исходя из вышеуказанного, не трудно предугадать резонанс и последствия, которые последуют после концерта Израильского филармонического оркестра в Армении.