Талантливый хореограф Никита Михайлов — постановщик мировых ледовых спектаклей и спортивных программ для фигуристов, добившихся мирового признания, и звезд мирового спорта. За годы работы он поставил 17 спектаклей, среди которых постановки для чемпионов и призеров Олимпийских игр: Евгения Плющенко, Елены Бережной, Ирины Слуцкой, Татьяны Навки и Петра Чернышева. В числе его ключевых проектов: Евгений Плющенко — «Снежный король»; Татьяна Навка — «Аленький цветочек»; Петр Чернышев — «Юнона и Авось», «Парфюмер»; Елена Бережная — «Щелкунчик»; Ирина Слуцкая — «АхТамар»; Никита Михайлов — «Настоящий щелкунчик» и другие. Сейчас хореограф работает над постановкой нового ледового спектакля «Созвездие огня», которое планируется представить в Армении.
Как рассказал в интервью «РА» Никита Михайлов, поставить это шоу, соответствующее высочайшим мировым стандартам, он решил по предложению Зары Мхеян.
— Новых проектов очень много, в частности, на данный момент есть предложение от Зары Мхеян поставить ледовый спектакль «Созвездие огня», в котором будет выступать легендарная фигуристка Ирина Слуцкая. Пока работают креативщики, сценарист, иллюстраторы, графические дизайнеры, специалисты по видемэпингу. По плану шоу должны были запустить в этом году, но из за пандемии работы были приостановлены.
«Созвездие огня» — это полная света история любви. Величественная музыка, красочные костюмы и масштабные видеоинсталляции, мастерство артистов, выполняющих сложнейшие элементы фигурного катания! Это действительно шоу, соответствующее высочайшим мировым стандартам.
Это не только высочайший уровень фигурного катания и великолепная музыка, но и грандиозная сценография. Зрителей ждут самые современные технологии, множество спецэффектов и даже настоящий огонь на льду. История трагической любви двух сильных людей перед лицом смерти – основа сюжета нового музыкального спектакля.
История о вечных ценностях – потому что любовь это то необходимое, необъяснимое и неотъемлемое, что касается каждого из нас. Вслед за героями зритель погрузится в прошлое и снова шагнет в настоящее, увидит не только связь времен, но и последствия выбора героев, их способность ошибаться и не понимать, желая лучшего – совершать фатальные поступки.
— В 2018 год вы представили в Ереване прекрасное ледовое шоу «АхТамар» по мотивам старинной армянской легенды. Чем вызван ваш интерес к нашей стране, культуре и постановкам в теплой и далеко не ледовой Армении?
— Интерес был у продюсера ледового спектакля Зары Мхеян, с кем мы работаем с 2014 года и ежегодно приезжали в Армению с разными ледовыми шоу. Она по случаю 150-летия Поэта всех армян Ованеса Туманяна предложила поставить ледовый спектакль «АХТАМАР» — легенда о любви. Это очень красивая история и я был хореографам-постановщиком ледового спектакля, создавал образы спортсменам на льду и добавлял спектаклю эмоции.
И впервые в истории в огромном пространстве спортивно-концертного комплекса им. К. Демирчяна ожила старинная легенда «АХТАМАР» — вечная легенда о любви. Легендарные фигуристы перевоплотились в образы героев национальной легенды, культурного наследия армянского народа.
Зрители стали свидетелями грандиозного события культурной жизни не только в самой Армении, но и среди армян всего света. Более 200 человек интернациональной команды работали, чтобы воплотить эту грандиозную идею, показать людям во всем мире красоту армянской земли, богатство культуры и величие души гордого народа.
— Каких фигуристов планируется задействовать в новом шоу? Это правда, что в нем может принять участие Марк Кондратюк, завоевавший олимпийскую медаль на нынешней Олимпиаде в Пекине?
— В моих проектах заняты известнейшие российские фигуристы, олимпийские чемпионы, а также объединяются самые высокопрофессиональные фигуристы различных направлений, которые завоевали признание на мировой арене, представители лучших московских школ. Критериями при отборе является высокий технический уровень и артистизм спортсменов.
Я приглашаю лучших из лучших, своих друзей и коллег по ледовой арене. Также есть идея включить в проект танцевальную труппу. Органичный синтез классического катания Олимпийских чемпионов и неординарные номера фигуристов экстремального катания, безусловно, привлекают внимание как поклонников традиционной школы фигурного катания, так и любителей опасных трюков, зрелищности и новых впечатлений.
По поводу Марка Кондратюка уже есть много предложений, конечно он в приоритете для меня, но контрактов пока нет и потом это целая процедура. Олимпийские чемпионы должны получить от Федерации фигурного катания России разрешение для участие в ледовых шоу.
— Расскажите немного о том, как вы ставили Марку Кондратюку программу для Олимпиады. Как вам работалось вместе?
— Марк Кондратюк очень талантливый и внес огромный вклад для победы команды. Он так откатал короткую и произвольную в командном турнире, что звезда Голливуда Бен Стиллер восторженно писал в своем Twitter: «Уважение российскому фигуристу. Он здорово зажег под «Иисус Христос – суперзвезда»». Такого таланта наше мужское одиночное катание не видело уже очень давно! Кондратюк сам пишет свою историю. Кстати Марк художественно одаренный парень. Помимо того, что он тонко чувствует музыку, он тонко чувствует живопись, пишет картины в стиле неоимпрессионизма, проводит перфомансы, занимается стрит-артом и даже оформляет обложки для рэп-альбомов.
Короткую программу мы поставили на музыку из сериала «Великолепный век», а произвольную – из мюзикла «Иисус Христос Суперзвезда».
Идею дала Светлана Владимировна Соколовская, а мы с Марком выбирали части под программу. Олимпиада в качестве цели, конечно же, стояла, но подход к музыке в олимпийский сезон всегда вдвойне сложный. Нет права на ошибку, «переставлять» программу по ходу такого сезона достаточно опасно. Придумывали все от начала до конца: сюжет, интересные связки и фишки, как показать характер фигуриста и дать ему проявить эмоции. В каждой программе должен быть смысл, а не просто набор элементов. Огромная часть предварительной работы — музыка.
В постановочный сезон хореографы слушают ее по пять часов в день. Можно взять классику, которая успешно прижилась в фигурном катании. Ведь новая тема не всегда дает нужный вау-эффект. Бывает, выигрышным оказывается отрывок на 40 секунд из какой-то композиции. Но чтобы найти те самые 40 секунд, надо прослушать массу музыки. Я работаю со звукорежиссерами: мы ищем аранжировки известной классики, добавляем внешние ритмы, например, барабаны, чтобы усилить эффект.
Вообще сейчас такая тенденция — мало выпускают новых саундтреков, которые бы подходили для фигурного катания. То есть именно «катательной» музыки не хватает. Думаю, через какое-то время, если популярность нашего спорта продолжит расти, композиторы начнут специально писать музыку для фигуристов. По крайней мере, типовые спортсмены смогут позволить себе такие заказы.