«Первым делом, первым делом самолёты, ну а девушки, а девушки потом»- так пелось в известной песне из советского фильма про бравых военных летчиков «Небесный тихоход».
Герои картины- пилоты, воюющие с фашистами, поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». Для них на первом месте были их стальные машины.
Но это в кино, а в жизни получилось немного наоборот… Некогда хрупкая армянская девушка, а впоследствии крупный специалист, доказала, что любовь и самолеты вполне можно совместить, внеся большой вклад в самолетостроение и посвятив этому поприщу всю свою жизнь.
Для нашей соотечественницы, единственной женщине-авиаконструктору в СССР, лауреату Ленинской премии Елизаветы Шахатуни проектирование крылатых машин и обеспечение прочности воздушных судов стало делом жизни. Елизавета Шахатуни родилась в Ереване в 1911 году. Её отец Аветис Шахатунян был политическим деятелем, являлся членом Центрального комитета партии «Дашнакцутюн», а мама- учительницей.
После окончания средней школы будущий авиаконструктор два года проучилась на инженерном факультете Ереванского государственного университета, а в 1930 году поехала поступать в Московский авиационный институт (МАИ) и была зачислена сразу на второй курс. Она стала заниматься в кружке планеристов, училась проектировать летательные аппараты и летать на планерах. Правда, в отличие от учебы, полеты ей давались плохо – хорошо парить мешал легкий вес девушки, из-за чего в планер приходилось класть 10 килограммовый мешок с песком.
В 1935 году Елизавета с отличием окончила институт и была направлена в Конструкторское бюро Ильюшина самолетов в качестве специалиста по оборудованию. Но работа ей не нравилась- она хотела работать только над прочностью летательных аппаратов. Себя она считала прочнистом, причем с раннего детства. Еще ребенком она узнала, что балки, на которых держится крыша их дома, очень прочны и выбраны специальным расчетом, что позволяет спокойно жить в этом доме. Эта информация так ее поразила,что институте ее любимыми предметами стали сопротивление материалов, строительная механика и расчет на прочность самолета.
В 1936 году Шахатуни перешла на работу в КБ известного авиаконструктора Олега Антонова. Накануне войны пара поженилась, а в 1948 году у них родилась дочь Анна. В годы войны Антонов был назначен главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности, а с 1943 года — был первым заместителем главного конструктора Яковлева.
В ОКБ А. С. Яковлева была зачислена и Шахатуни, где проработала до 1945 года. В годы войны Антонову, в частности, поручили создание десантно-транспортных планеров, которые доставляли продукты в блокадный Ленинград, патроны и медикаменты партизанам, антифриз для танков в Сталинград.
После войны, в 1946 году Антонов возглавил проектное бюро в новосибирском филиале, где создал самолёт для нужд сельского хозяйства- знаменитый «кукурузник»- биплан СХА-1 (опытный вариант Ан-2). Работу по расчёту прочности самолёта осуществил отдел под руководством Шахатуни.
После окончания войны бюро, которым руководил Антонов, перебралось в Киев, где было налажено строительство военно-транспортных и пассажирских самолетов. В этот период, в частности были созданы такие гиганты как Ан-22 “Антей”, Ан-124 “Руслан”, Ан-225 “Мрiя”, за прочность и безопасность которых отвечала «стальная армянка»- к тому времени уже профессор, доктор технических наук Елизавета Шахатуни.
В 1955 г. был создан новый самолет Ан-8 с двумя мощными двигателями,а чуть позднее 100-местный Ан-10 и Ан‑12 с грузоподъемностью 20 тонн, которые произвели сенсацию на выставке Ле Бурже во Франции. И опять таки расчеты прочности этих летающих махин были произведены коллективом под руководством Е. Шахатуни. Однако советские авиастроители пока отставали от своего соперника США, у которых имелись более грузоподъемные самолеты.
Ответом американцам стала новая машина Антонова- самолет Ан-22 «Антей», которая впервые была представлена мировой общественности в 1965 году. Аппарат имел взлетный вес в более чем 250 тонн и мог поднять в воздух до 80 тонн груза. Кроме того, в 1967 году на этом самолете был установлен мировой рекорд грузоподъемности — 100 тонн. В дальнейшем число рекордов этого гиганта достигло 41. Этот самолет стал большой победой как СССР, так Антонова и Шахатуни. За создание самолета Шахатуни была удостоена Ленинской премии.
Противостояние в сфере самолетостроения продолжилось, когда в 1968 году американцы создали самый большой в мире военный грузовой самолет Ц-5 «Гелекси» весом более 370 тонн и грузоподъемностью до 120 тонн. И вновь проектное бюро под руководством Антонова получило задание побить «рекорд» американцев. В 1982 году впервые в воздух поднялся Ан-124 «Руслан» (взлетный вес- 405 тонн, максимальная грузоподъемность — 171 тонна, длина полета — 17000 км). Этот один из крупнейших серийных грузовых самолетов современности стал основой для создания Ан-22- самый большой самолет с взлетным весом в 600 тонн.
Также под руководством и при непосредственном участии Шахатуни, которую называли «стальной армянкой», были выполнены расчеты на прочность и проведены прочностные испытания самолетов Ан-2, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-30, Ан-32, Ан-74. Ей принадлежит изобретение сварки-склеивания конструкции самолета, в результате чего срок эксплуатации самолетов увеличился до 45 тысяч часов.
За свои заслуги Елизавета Шахатуни награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многочисленными медалями. Она также преподавала в Киевском институте инженеров гражданской авиации (КиИГА). Скончалась талантливая армянка в 2011 года в Киеве, в возрасте 100 лет. Известный советский конструктор была похоронена на городском кладбище «Берковцы»: была отпета по армянскому обряду, а на ее могилу положили горсть родной земли, привезённой из Армении.