Судя по решению Совета Центробанка, принятому 1 февраля 2022 года, наметившиеся в течение прошлого года тенденции по повышению ключевой ставки, продолжились и в году нынешнем. Ставка рефинансирования вновь выросла — на 0,25 процентных пункта, дойдя до уровня 8%. Причина все та же – неутихающий рост инфляции. Иначе говоря, ЦБ снова решил повысить стоимость денег через повышение ключевой ставки, поскольку мягкая денежно-кредитная политика (то есть наличие дешевых денег в экономике) явно не способствует снижению цен.
Хорошая новость в том, что цены на продовольственные товары в Армении в 2022 году будут расти более медленными темпами, нежели в прошлом году. По крайней мере, так считает председатель Центрального банка Мартин Галстян, о чем он заявил в ходе своей пресс-конференции, приуроченной к последнему повышению ключевой ставки. При этом он пояснил: ожидания того, что в этом году инфляция на продукты питания повторит поведение 2021 года, не соответствуют базовому сценарию Центробанка.
«Рост цен будет, но темпы замедлятся», — несколько успокоил глава ЦБ.
Чтобы было понятно, о чем речь, отметим, что цены на продовольственные товары и безалкогольные напитки в Армении, согласно данным Нацстат службы, в декабре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 12,9%, а по сравнению с ноябрем 2021 года — на 3,5%. Подобное подорожание, как выяснилось, имело два основных источника.
«Первый – это инфляция из внешних рынков, что является глобальным феноменом. В настоящее время в Армении инфляция составляет 7,7%. В США, к примеру, год завершили с инфляций около 7%. И это довольно впечатляющая цифра, если учесть, что подобной инфляции там не было, начиная с 1982 года. В Грузии — двузначные показатели инфляции», — провел сравнительный анализ ситуации М. Галстян.
Что касается второго источника, то он был больше связан с подорожанием некоторых сезонных товаров. Их возвращение к естественному уровню способствовало тому, что инфляция в конце года опустилась ниже прогнозируемого со стороны финансового регулятора показателя в 8,4%.
Сам глава Центробанка положительно оценил деятельность возглавляемого им ведомства в 2021 году, ссылаясь на результаты проведенных подсчетов. Так вот, согласно последним, без реализованных мер финансового регулятора в целом инфляция в стране достигла бы 15%, а рост продовольственных цен был бы выше 22%.
Прогноз оптимистичный
Целесообразность повышения ставки рефинансирования до 8% в Центробанке вновь обосновывают, в том числе, инфляционным воздействием из внешнего сектора. Во всем мире по-прежнему сохраняется серьезная неопределенность в плане сроков полного выхода из коронакризиса. И еще не совсем понятно, сколько продлится это воздействие извне, в частности, на товарно-сырьевые рынки, а главное, — насколько быстро восстановятся международная и местная экономики.
Высокая инфляционная среда на международных товарных и сырьевых рынках сохраняется из-за более высоких цен на энергоносители и нарушений в цепочках производств. Рост мировых цен проявляется также в более высоких, чем прогнозировалось, уровнях инфляции в странах-партнерах. Поэтому центральные банки планируют более быстрое, чем ожидалось, ужесточение денежно-кредитных условий. Вследствие этого внешний сектор пока еще будет иметь инфляционное воздействие на отечественную экономику.
Что касается внутренних факторов, то, несмотря на довольно быстрые темпы распространения очередной волны коронавируса в стране, его влияние на экономику, как полагают аналитики ЦБ, оценивается щадящим. Оптимизма добавляет и тот факт, что в конце 2021 года в сфере строительства и промсекторе была зафиксирована более высокая, нежели ожидалось, экономическая активность.
Однако, как полагают в Центробанке, совокупный спрос продолжает оставаться высоким за счет внешнего спроса, что способствует поддержанию инфляционной среды. Последнее, вкупе с ожидаемыми изменениями регулируемых цен, отражается на инфляционных ожиданиях. Наряду с этим есть и другие внутренние факторы, оказывающие свое влияние на показатель инфляции. Речь идет о повышении с февраля текущего года тарифов на на электроэнергию и воду. Не говоря уже о том, что определенное воздействие оказывается и со стороны вторичных эффектов, связанных с неопределенностью по поводу изменения тарифов на газ в ближайшей перспективе.
Все эти факторы, как подсчитали в ЦБ, отразится на росте инфляции с воздействием в пределах 1-1,5 процентных пунктов, что уже включено в прогнозный сценарий на 2022 год. При таком раскладе годовая инфляция в краткосрочной перспективе будет колебаться в диапазоне 5-5,5%, а затем постепенно снизится, приблизившись к концу 2022 года к целевому порогу в 4%.
Риски извне растут
Говоря о возможных сценариях развития событий в будущем, М. Галстян указал на то, что запланированное ФРС США на 2022 год агрессивное повышение ключевой ставки существенно повлияет на принятие решений Центробанком Армении по ставке рефинансирования. Причем, это воздействие в нынешнем году, в отличии от предыдущих лет, будет гораздо более значительным.
Эксперты полагают, что повышение ставки ФРС (первое из которых состоится в марте этого года, а не в июне, как планировалось) будет в пределах 0,75-1%. По словам председателя ЦБ, финансовый рынок уже почувствовал на себе это, отреагировав спадом индексов на рынке американских акций.
Сославшись на мнение специалистов, глава ЦБ разъяснил, что часть вырученных средств от продажи американских акций и облигаций может быть направлена на рынки развивающихся стран, в случае чего следует ожидать притока капитала в нашу страну. В обратном же случае, если инвесторы посчитают, что разница в процентных ставках между Арменией и США должна сохраняться, есть вероятность определенного оттока капитала.
«Мы будем внимательно следить за развитием этих процессов и реагировать должным образом. В любом случае, надеюсь, что 2022 год будет благополучнее 2021-го», — отметил М. Галстян.
Но ситуация может намного ухудшиться в случае возможного применения санкций Запада в отношении России. Насколько пострадает экономика Армении, будет зависеть от характера этих санкций, уточнил глава ЦБ. Если на Западе ограничатся санкциями против отдельных лиц, то это будет одна история. В случае же, если под санкции попадут субъекты финансового сектора, то, по мнению М. Галстяна, скорее всего, произойдет девальвация национальной валюты РФ.
При таком раскладе Армения в определенной степени потеряет конкурентоспособность по отношению к российской экономике. Но даже это наименьшее, что может произойти, поскольку риски, исходящие от финансового сектора, намного весомее, учитывая, что наши отношения обслуживаются и через российские банки. В этом смысле наложение санкций на банки РФ может отразиться на Армении в виде возможных зеркальных ограничений. В частности, отключение России от системы SWIFT, по оценкам главы ЦБ, нанесет серьезный урон экономике Армении. Однако, продолжил он, это пока сценарии, которые на данный момент содержат некоторые неопределенности.
«Нужно подождать и все понять. Но я надеюсь, что эскалация в какой-то момент прекратится, и мы в определенной мере пойдем к деэскалации, а не к ее увеличению», — заключил он.
Статья опубликована 3 февраля, 2022 09:49
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…