14 июля по итогам 18-часовых переговоров в Вене Иран и “шестерка” международных посредников — Великобритания, Германия, Китай, Франция, Россия, США — достигли соглашения по ядерной программе Тегерана. Стороны приняли Совместный Комплексный План Действий (СКПД), в котором проработаны условия сокращения иранской ядерной программы и снятия международных санкций против Тегерана.
По сообщениям СМИ, СКПД предусматривает, что мировые державы признают иранскую мирную ядерную программу, Иран признается в качестве производителя урана и тяжелой воды на всех мировых рынках; Иран признается ядерной державой, которая имеет право на топливный цикл и обогащение; эмбарго на поставки оружия Ирану будет отменено, либо заменено на некоторые ограничения, которые будут также сняты в течение 5 лет; миллиарды долларов замороженных доходов Ирана будут разморожены; будут сняты ограничения с Центрального банка ИРИ, судоходных, нефтяных и многих других иранских компаний.
Иран обязуется не обогащать уран свыше 3,67 процента на протяжении 5 лет и преобразовать завод Фордо в технологический центр. В обмен на это с Тегерана будут сняты санкции. При этом документ предусматривает механизм их обратного введения в том случае, если ИРИ не выполнит своих обязательств.
СКПД прекратит свое действие через 10 лет после дня принятия соответствующей резолюции Совета безопасности ООН. Соглашение Ирана и “шестерки” вступит в силу через 90 дней после принятия резолюции в СБ ООН.
Резолюция по Ирану официально уже внесена в СБ ООН. Голосование по ней может пройти в Нью-Йорке на следующей неделе. Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин ожидает, что Совбез примет резолюцию единогласно.
Президент США Барак Обама назвал соглашение с Ираном “историческом шансом” для предотвращения “еще большей войны” на Ближнем Востоке и гонки ядерных вооружений в этом регионе. “Без данного соглашения мы рисковали заполучить еще большую войну на Ближнем Востоке, другие ближневосточные страны чувствовали себя вынужденными развивать собственное ядерное оружие”, — цитирует Обаму Associated Press. Он добавил, что подобный ход событий мог привести к гонке ядерных вооружений “в самом опасном регионе мира”. По словам Обамы, соглашение с Ираном дает возможность на мирное разрешение “главной угрозы региональной и международной безопасности”.
В то же время американский лидер подчеркнул, что, несмотря на достигнутое соглашение, между США и Ираном остаются “глубокие разногласия”, касающиеся, в частности, “поддержки Тегераном терроризма” и “использования своих полномочий для дестабилизации обстановки в некоторых районах Ближнего Востока” — “Иран все еще бросает вызовы нашим интересам и ценностям”.
Президент США отметил, что без содействия со стороны России соглашение по ядерной программе Ирана нельзя было бы достигнуть. “Россия в этом помогала. Учитывая, какие разногласия у нас в настоящее время с Россией по поводу Украины, я не был уверен, будет ли это поддерживаться”, — сказал он в интервью The New York Times. Отметив, что его удивляло, насколько президент РФ Владимир Путин и российское правительство разделяли эти два вопроса — Ирана и Украины, Обама подчеркнул: “Мы бы не достигли этого соглашения, если бы не готовность России действовать вместе с нами и другими членами “шестерки” (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) с тем, чтобы добиваться хорошего соглашения”.
Обама отметил, что “шестерка” исключила любую возможность того, что Иран сможет разработать ядерное оружие: “Нам удалось объединить мировое сообщество вокруг самого эффективного режима санкций, который мы когда-либо устанавливали, и который нанес серьезный ущерб экономике Ирана, вынудив его сесть за стол переговоров, потому, что большинство мировых лидеров согласились, что получив ядерное оружие, Тегеран будет представлять огромную опасность для региона и для наших союзников”. При этом он добавил, что у мирового сообщества нет планов ограничивать право Ирана на мирный атом: “У нас не было международного консенсуса относительно того, что Иран вообще не должен иметь доступа к ядерной энергии”.
В Тегеране десятки тысяч жителей вышли на улицы, празднуя историческую сделку с Западом, и аплодировали своему президенту Хасану Роухани, а также министру иностранных дел Джаваду Зарифу, который возглавлял иранскую делегацию в Вене.
Президент ИРИ Хасан Роухани заявил, что после достижения соглашения с “шестеркой” по ядерной программе Иран больше не будет восприниматься миром как угроза. “Никто не может сказать, что Иран окружен. Сделка стала юридической, технической и политической победой Ирана. Достижение состоит в том, что Иран больше не назовут угрозой миру”, — заявил Роухани.
Статья опубликована 17 июля, 2015 14:13
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…