Генеральские погоны в советское время, ответственный пост начальника Уголовного розыска Московской области, опасная и тяжелая работа по борьбе с преступностью. И наряду с этим — сочинение музыки, погружение в мир романтики, любви, глубоких эмоций и душевных переживаний. Так жил и работал Алексей Гургенович Экимян — милиционер и композитор, человек, которому удалось совместить диаметрально противоположные сферы деятельности. Служитель правопорядка, отдавший МВД 27 лет жизни, с 1957 года ловивший грабителей, убийц и маньяков, приходил домой, и, несмотря на позднее время и усталость, находил отдохновение в творчестве.
Он писал прекрасную музыку к песням, которые потом распевал весь Советский союз и исполняли самые известные певцы того времени — Лусине Закарян, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Анна Герман, София Ротару, Эдуард Хиль, Георгий Минасян, Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе, ВИА «Самоцветы» и многие другие. Одни только названия песен говорят сами за себя: «Снегопад», «Не надо печалиться», «Случайность», «Пожелание», «Шире круг», «Вот и весь разговор». Авторами слов к его песням были такие поэты, как Роберт Рождественский, Расул Гамзатов, Лев Ошанин, Наум Гребнев, поэты-песенники Михаил Танич, Илья Резник и др. Только для родной Армении он написал порядка 80 песен на стихи армянских поэтов, став на родине национальным героем.
Алексей Экимян родился в 1927 году, когда его матери было 16 лет. Отца своего он не помнил: тот сразу их бросил. Заботу об Алексее и его матери взял на себя ее брат-военный. Сменив много военных гарнизонов, они в итоге обосновались в Ереване, где в 1933 году Алексей Экимян пошел в школу — обычную и музыкальную: стал играть на скрипке, однако Великая Отечественная война вынудила его бросить учебу.
Чтобы прокормиться, он стал работать на железной дороге, а в 1944 году, в возрасте 17 лет уехал восстанавливать разрушенный войной Харьков. Там Алексей нашел новых друзей-фронтовиков, которые повлияли на парня и посоветовали ему пойти работать в милицию. По их настоянию он заканчивает в Харькове вечернюю школу, в 1946 году возвращается в Ереван и идет работать в милицию.
В 1947 году его направили учиться во Владимирскую школу милиции, а уже в 1954 году он единственным из Армении проходит конкурс и поступает в Высшую школу МВД СССР в Москве. Во время учёбы он снова взял в руки скрипку, чтобы участвовать в художественной самодеятельности школы МВД. Причиной стала любовь к русской женщине Валентине Карповой, преподававшей в школе немецкий язык и певшей в хоре. Они поженились, у них родились сыновья Рафаэль и Михаил, которые впоследствие разделили судьбу отца: Рафаэль стал милиционером, а Михаил — композитором.
Первое признание как композитора к Экимяну пришло в 1957 году, когда страна готовилась к важному событию — Первому всемирному фестивалю молодежи и студентов. Все вузы работали над номерами для конкурсов художественной самодеятельности, и Экимян также решает попробовать свои силы. Он пишет «Фестивальный вальс», получивший на фестивальном конкурсе художественной самодеятельности МВД СССР 1-е место и Почётную грамоту. Председатель жюри конкурса Вано Мурадели, вручая ему первую премию, сказал, что не уверен, что тот станет генералом, «но способности и задатки композитора — налицо». Экимяну же удалось выступить в обеих ипостасях…
В том же году, после окончания школы МВД, старший лейтенант Экимян попросил направить его в самое трудное и отсталое отделение милиции Московской области — Красностроительское. Здесь он проявил себя самым наилучшим образом: через год его коллектив станет одним из лучших в Московской области – со 100% раскрываемостью преступлений, о чем даже пишут в прессе. Через 6 лет уже подполковник Экимян возглавил уголовный розыск всей Московской области. К осени 1968 года на ее территории не числилось ни одного нераскрытого преступления!
Работал Экимян на износ: руководил не из кабинета, выслушивая доклады подчиненных, а лично, часто выезжая на место преступления, организовывая работу по горячим следам и преследуя преступников. А в редкое свободное время, уставший после тяжелой работы и дежурства, садился и сочинял музыку. В середине 60-х Экимян (по «протекции» выдающегося скрипача Леонида Когана) знакомится с известным композитором Оскаром Фельцманом.
Последний должен был высказать свое авторитетное мнение относительно музыкального таланта милиционера-композитора. Экимян смог кое-как на рояле наиграть несколько своих мелодий. Фельцман увидел перед собой одаренного от Бога человека, хоть и не имеющего специального образования, и стал помогать: учил его композиции, познакомил с известными поэтами и исполнителями.
В конце 60-х песни Экимяна слушала уже вся страна, а в ноябре 1969 года тогдашний министр МВД СССР Щелоков на концерте ко Дню советской милиции с удивлением узнает, что автором понравившейся ему песни «Берегите друзей» (на стихи Расула Гамзатова) является его подчиненный — замначальника УВД Московской области Экимян. Министру очень импонировала неординарная личность сотрудника — автора лирических песен и одновременно борца с преступностью.
В 1970 году, в 43 года Экимян досрочно получил звание генерал-лейтенанта, став самым молодым в милиции генералом (не считая зятя генсека Брежнева Юрия Чурбанова). В отличие от последнего, Алексей Гургенович сам пробивал себе дорогу в жизни, и к этому времени поседел раньше времени и заработал два инфаркта.
В марте 1973 года в Московском доме кино состоялся большой творческий вечер Экимяна, который прошел с огромным успехом. Были сняты 2 фильма-концерта — один с русскими песнями («Я пою о Родине своей» ТО «Экран» Центрального телевидения, 1974 г.) и другой — с армянскими (документальный «Дороги моей памяти», студия «Ереван», 1979).
«И о чем бы в моих песнях ни говорилось — о героической Керчи или зеленом Тамбове, о Карабахском олененке или о березах России, о большой любви или бескорыстной дружбе — я пою о Родине своей», — так охарактеризовал свое творчество сам Экимян.
О цикле песен «Моя Армения» на армянском восторженно отозвался Арам Хачатурян, назвав цикл тонко прочувствованной, подлинно народной, авторской музыкой. Но с ростом популярности у Экимяна появились и недоброжелатели и завистники, которые стали кляузничать в Союз композиторов СССР. Им не понравилось, что человек без высшего музыкального образования, самоучка, милиционер, устроил свой авторский вечер в Доме кино.
Из композиторской среды распускались и разные абсурдные сплетни. Например, что в служебном кабинете Экимяна стоит белый концертный рояль, под которым сидят пишущие за него песни зеки. Несмотря на высокую должность, композитору также было трудно пробиваться в эфир, куда практически был закрыт доступ не членам Союза композиторов. Песню «Случайность» на стихи Долматовского, написанную в 1969 году, целых 6 лет не пропускал худсовет музыкальных редакций радио и телевидения. «Зеленый свет» песня получила только после приезда в Москву звезды Анны Герман, отобравшей для своего нового альбома и спевшей две песни Экимяна (в том числе и «Случайность»).
После этого Экимян стал представлять свое творчество не лично, как милиционер, а посредством известных исполнителей, которые его ценили. В их числе была Людмила Зыкина, которая являлась большой поклонницей русских песен Экимяна. В 1973 году, по предложению Арама Хачатуряна и Оскара Фельцмана, Экимяна приняли в Союз композиторов СССР и он наконец-то официально получил право творить и работать на музыкальной ниве.
Наступило время, когда Алексею Гургеновичу пришлось делать сложный выбор: совмещать ловлю преступников и творчество, жить на «две» очень разные жизни уже не представлялось возможным. Он принял решение уйти в отставку и целиком ушел в музыку. Теперь каждый год его песни звучали на самом престижном концерте СССР — «Песне года», репертуар которой формировался по заявкам слушателей. Но в полной мере насладиться своим творчеством и славой Экимян не успел. Он скоропостижно скончался от инфаркта в 1982 году, не дожив до 55 лет.
По настоянию правительства Армении последнее упокоение композитор нашел на родине — был похоронен в столичном Пантеоне на Тохмахском кладбище.