Если в течение недели четвертый Президент Армении Армен Саркисян, вечером 23 января заявивший о своей отставке, не отзовет свое заявление из Национального Собрания, в Армении будут проведены внеочередные президентские выборы.
Это будут, фактически, вторые внеочередные выборы главы государства — в 1998 году досрочно покинул пост первый Президент независимой Армении Левон Тер-Петросян, вторым Президентом был избран действовавший тогда премьер-министр Роберт Кочарян.
В 1998-м в Армении действовала президентская форма правления, механизм избрания главы государства был достаточно прост: согласно Конституции, принятой в 1995 году, по итогам всенародного голосования был избран кандидат, набравший наибольшее число голосов электората.
По сути, это явилось второй внезапной отставкой господина Саркисяна – в 1997 году он также неожиданно для граждан Армении отказался от поста премьер-министра.
С принятием конституционной реформы 2015 года сменился и порядок избрания Президента: Армения перешла к модели парламентского правления, предполагающей избрание главы государства парламентом.
Четвертый Президент Армен Саркисян был избран именно в соответствии с этим механизмом, будучи единственным кандидатом и в условиях, когда правящая Республиканская партия обладала в Национальном Собрании абсолютным большинством мандатов.
Рассмотрим, какие регулирования предусмотрены Основным Законом Армении образца 2015 года в случае досрочной вакансии поста главы государства. Подобная ситуация может сложиться по разным причинам.
Статья 126 гласит, что внеочередные выборы Президента Республики проводятся не ранее чем через двадцать пять и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии на должность Президента Республики в случаях отрешения от должности, невозможности исполнения полномочий, отставки или смерти Президента Республики.
Дальнейшая процедура, предусмотренная Основным Законом, касается как очередных, так и внеочередных выборов Президента.
Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики имеет как минимум одна четверть от общего числа депутатов (п.3 ст. 125). Учитывая численный состав парламентского большинства, которое, по логике вещей, первым пользуется предоставленной возможностью, получается, что примерно 27-28 депутатов (четкая цифра никак не получается) могут выдвигать кандидатуру.
Президентом Республики избирается кандидат, который получил не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов (п.4 то же ст.).
Напомним, что правящая партия «Гражданский договор» обладает в парламенте 71 мандатом, в данном же случае, исходя из вышеприведенной формулы, необходим 81 голос. Маловероятно, чтобы радикальная оппозиция действующего депутатского корпуса подарила властям необходимые 10 голосов.
Однако Конституция регулирует и подобную ситуацию – возможность проведения второго, и даже третьего тура избрания главы государства: если Президент Республики не избирается, то проводится второй тур выборов, в котором могут принять участие все кандидаты, принявшие участие в первом туре. Во втором туре Президентом Республики избирается кандидат, который получил не менее трех пятых голосов от общего числа депутатов. Получается 65-66 голосов, которыми правящее большинство в парламенте обладает.
Из конституционных регулирований очевидно, что правящая сила должна выдвинуть не менее двух кандидатов, проще говоря – проходного и непроходного, — для проведения второго тура выборов, для положительного исхода которого требуется меньше голосов.
Третий тур избрания Президента еще проще: избирается кандидат, набравший простое большинство голосов депутатов.
Что касается оппозиции – время покажет, будет ли выдвижение кандидата с ее стороны, или нет. Вероятность избрания кандидата от оппозиции (обладающей всего 36 мандатами) равно нулю. И не только в нынешнем парламенте. Наша Конституция требует непременного наличия парламентского большинства (в противном случае представительный орган и не сможет функционировать) со всеми вытекающими позитивными и негативными явлениями. В вопросе избрания своего кандидата оппозиция может иметь шансы только посредством всенародного голосования, что при парламентской системе правления Конституцией не предусматривается.
Напомним, что Президент Республики избирается сроком на семь лет. Им может быть избрано каждое лицо, достигшее сорока лет, последние шесть лет являющееся гражданином только Республики Армения и постоянно проживающее в стране, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком.
Одно и то же лицо может быть избрано Президентом Республики только один раз, не может занимать какой-либо иной должности, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу. Президент Республики в ходе осуществления своих полномочий не может быть членом какой-либо партии. Иначе говоря, кто бы ни был избран – он обязан приостановить свое членство в партии.
Согласно ст.123 Конституции, Президент Республики является главой государства, который следит за соблюдением Конституции.
Однако Основной Закон не уточняет, при соблюдении Конституции следуют какие-либо действия, или нет.
Тут могут быть различные толкования – вплоть до противоположных. Опыт минувших 4 лет показывает, что этот аспект остается на усмотрение действующего Президента – откликаться на те или иные события и явления, молча наблюдать за их развитием, соглашаться с правительством или обращаться в Конституционный суд для определения конституционности данного события или приказа. И вообще, каков объем охвата при соблюдении Конституции, регулирующей все сферы нашей жизни.