Порядка 337 средних и крупных компаний из шести стран-участниц Евразийского банка развития (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) приняли участие в исследовании под названием «Интеграционный бизнес-барометр ЕАБР», реализованного совместными усилиями Центра интеграционных исследований ЕАБР и Международной некоммерческой ассоциации исследовательских агентств «Евразийский монитор».
В ходе опросов, проходивших в августе-сентябре 2021 года, эксперты банка попытались узнать, с какими барьерами сталкиваются компании в ЕАЭС и СНГ. И заодно выяснить, какова осведомленность крупного и среднего бизнеса о Евразийском экономическом союзе, его институтах и возможностях.
Главный и, наверное, самый позитивный итог этого мониторинга в том, что около 73% компаний положительно оценивают евразийскую интеграцию и заявляют, что она облегчает ведение бизнеса. Причем, для одних – значительно, для других – в некоторой степени. В Казахстане и Беларуси доля таких ответов в совокупности составила 79% и 78%, а России и Армении — по 75%. Самый низкий показатель был зафиксирован в Кыргызстане, где всего лишь 60% респондентов заявили, что евразийская интеграция положительно сказывается на их бизнесе.
Еще один интересный нюанс: в Беларуси и Казахстане не выявлено компаний, в которых считают, что работа ЕАЭС усложняет ведение бизнеса. В России чаще, чем в других странах, респонденты затруднялись с ответом на этот вопрос. В качестве эксперимента вопросы, касающиеся ЕАЭС, были заданы также в Таджикистане, где 73% респондентов считают, что ЕАЭС в той или иной степени облегчает ведение бизнеса на территории стран-членов, а некоторые из респондентов выразили желание видеть республику членом Союза.
Если же говорить о проблемных аспектах при ведении внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС и регионе СНГ, то компании шести стран, как выяснилось, чаще всего сталкиваются с барьерами в торговле. Помимо технических барьеров — от маркировки до сертификации, сложностей таможенного оформления и санитарных норм, респонденты указали также и на высокую конкуренцию, отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, ограничение сбыта товаров и финансовые меры (валютное регулирование, регулирование условий оплаты, получения и использования кредита для финансирования импорта).
Участвующие в опросе компании выделили и другие трудности, с которыми сталкиваются на территории ЕАЭС. Так, 14% опрошенных указали на формальный характер деятельности ЕАЭС, в частности, на неравноценную интеграцию стран-участниц и слабую вовлеченность бизнеса. Немало оказалось и тех бизнесменов (11%), которые считают, что на территории ЕАЭС слишком много ограничений и пошлин. Еще столько же респондентов пожаловались на риски, связанные с нестабильностью экономической и политической ситуации. При этом наименее распространенными оказались сложности с экспортными субсидиями, защитой прав интеллектуальной собственности, ограничениями в области государственных закупок, ценовым контролем конкуренции.
Что предлагает бизнес?
Для решения текущих трудностей в сфере внешнеэкономической деятельности и возможных мер устранения барьеров предприниматели предлагают использование международных стандартов либо разработку собственных новых стандартов и регламентов ЕАЭС. Этот ответ, кстати, был наиболее популярным среди компаний из Армении. Большинство же бизнесменов из Кыргызстана полагают, что нужно взаимное признание процедур оценки продукции. А вот в Казахстане наиболее востребованным ответом среди мер по устранению барьеров стала гармонизация правил и норм маркировки товаров. Российские же компании чаше всего предлагали разработать унифицированные требования и правила обращения товаров.
Отвечая на вопрос о повышении эффективности ЕАЭС, компании отметили, что необходимо больше учитывать мнение частного сектора, разработать единые стандарты и создать службы быстрого реагирования в сфере внешнеэкономической деятельности.
Это о рисках и барьерах. Но есть множество направлений, по которым бизнес выразил свое удовлетворение. И самыми популярными среди мер, принятых в рамках ЕАЭС, стали меры по цифровой трансформации. Наиболее эффективными их считают в Казахстане, Кыргызстане, чуть менее — в Беларуси, а реже всего — в Армении и России. Во всех странах в целом самой успешной мерой считают реализацию цифровой повестки в ЕАЭС. О ней положительно отзываются 71% компаний в Армении, 73% — в Беларуси, 83% — в Казахстане и 65% — в России. Лидером же по количеству положительных откликов в Кыргызстане стал механизм единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС: его выбрали 83%, а 77% высказались также в пользу цифровой повестки.
Еще одно направление, нацеленное на поддержку бизнеса, которое получило позитивную оценку у большинства опрошенных компаний, — это снижение налоговой нагрузки. По мнению предпринимателей, это работает лучше всего. А хуже всего, считают они, работает введение специального режима для инвесторов из государств-членов, предполагающего наличие свободного выбора использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в каждой стране ЕАЭС.
Осведомлены, но в общих чертах
Теперь, что касается осведомленности крупного и среднего бизнеса о ЕАЭС, его институтах и возможностях. Как выяснили аналитики банка, в целом по шести странам порядка 85% опрошенных предпринимателей хорошо осведомлены о Союзе. Кстати, наиболее высокий уровень информированности выявлен в Армении (98%). Но вот в плане респондентов, заметивших прогресс в научно-техническом сотрудничестве и ноу-хау на территории интеграционного союза, в Армении таковых оказалось только 10%.
Наименьшая информированность деловых кругов о деятельности ЕАЭС выявлена в Таджикистане, не входящем в Союз. Треть респондентов совсем не владеют информацией о ЕАЭС, при этом еще 11% опрошенных ответили, что впервые слышат о нем.
О евразийских институтах компании-респонденты тоже хорошо осведомлены, но преимущественно в общих чертах. Среди межгосударственных институтов ЕАЭС более всего бизнес информирован о Высшем Евразийском экономическом совете (варианты ответа «знаю хорошо» и «знаю в общих чертах» суммарно дали в среднем 68,5% респондентов). В то же время в среднем 65% опрошенных заявили о том, что знают о деятельности Евразийского банка развития, а около 60% информированы также и о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
При этом уровень информированности бизнеса о деятельности институтов варьируется. Например, если 14% компаний знают о деятельности ЕЭК хорошо (чаще такой ответ выбирали в Беларуси, Армении и России), то 45% знают в общих чертах. В отношении Делового совета ЕАЭС аналогичные ответы дали в среднем 42% (из них 7% хорошо осведомлены и 35% — в общих чертах, выше всего доля таковых в Беларуси и Кыргызстане). О деятельности Суда ЕАЭС информированы в среднем 33% (7% знают хорошо и 26% — в общих чертах, причем чаще всего такие ответы давали в Беларуси, где находится его штаб-квартира).
Ну и напоследок, как выяснилось в ходе исследования, крупный и средний бизнес Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана заинтересован в получении информации о спектре возможностей ЕАЭС. Компании шести стран ожидают от ЕАЭС финансовой поддержки, содействия в развитии сотрудничества, помощи в устранении таможенных проблем, упрощении бюрократических и налоговых процедур, расширении экспорта и импорта и в выходе на новые рынки.