Председатель Союза кинопромышленников Франции, президент Французской Академии киноискусства, председатель премии “Сезар”, администратор Каннского фестиваля, рыцарь ордена Почетного легиона и кавалер отечественного Ордена чести.
Эти титулы и награды принадлежат известному французскому продюсеру армянского происхождения Алену Терзяну. Среди спродюсированных им картин, известнейшая криминальная драма “Троих надо убрать” с Аленом Делоном в главной роли, всеми любимые комедии “Пришельцы” и “Пришельцы-2: Коридоры времени” с Жаном Рено, “Между ангелом и бесом” с Жераром Депардье и Кристианом Клавье, комедия “Фанфан — аромат любви” с Софи Марсо и Венсаном Пересом, “Anthony Zimmer” (в российском прокате “Неуловимый” ) с Софи Марсо и Иваном Атталем и др.
Всего же на счету Терзяна более сотни фильмов. На землю предков он впервые приехал в 2009 году, на VI Международный кинофестиваль “Золотой абрикос”. А через год на том же кинофестивале состоялся наш очень интересный разговор, выдержки из которого мы предлагаем вниманию читателей.
— Господин Терзян, если я не ошибаюсь, вы вначале были простым учителем. Как получилось, что вы решили посвятить себя миру кино?
— Я учился в элитном французском лицее Louis-le-Grand, и со мной за одной партой сидел Жильбер Миттеран — он был моим другом. Это был 1964 год, и его отец Франсуа Миттеран собирался на следующий год впервые участвовать в президентских выборах.
Я постоянно подшучивал над Жильбером и, поскольку был поклонником Шарля де Голля (который и победил на выборах), говорил: “Твой папа никогда не станет президентом”. Мы над этим весело смеялись, но наказывали почему-то меня.
Я вечно возмущался (ибо Жильбер смеялся и шумел больше моего) и спрашивал у учительницы, почему наказывают только меня. На что она отвечала: “Его отец собирается стать президентом Франции — как я его накажу?” И мне приходилось постоянно отбывать наказание: оставаться на 3-4 часа после уроков и что-то писать.
Но я нашел выход — вступил в волейбольный клуб: уходил на тренировки, потом стал капитаном команды и уже смог увиливать от принудительных дополнительных занятий.
Как только меня оставляли после уроков, приходили ребята и звали на тренировки. В 22 года я уже преподавал в школе Шевиньи — там же, где преподавала моя мать. Она проработала учительницей более 40 лет.
Потом, уже будучи студентом Сорбонны, стал ходить в спортивный клуб “Расинг” (занимался волейболом, теннисом), который, помимо всего прочего, организовывал соревнования между актерами и журналистами.
Я хорошо играл, и меня прикрепили к артистам. А это были Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Клод Лелуш, Лино Вентура, Анук Эме, Анни Жирардо, Бриджит Бардо и др. Так и подружился с ними.
При этом продолжал учиться, потом стал преподавать в Сорбонне и читать лекции по экономике, защитил диссертацию. Ходил в культурный центр организации “Синий крест” (Общество попечения бедных и больных детей, детей, попавших в трудную ситуацию), и как то раз меня позвали на конференцию, посвященную кино.
Здесь знали о моей дружбе с актерами и посчитали, что мне будет интересно. Я пробрался и сел впереди, прямо перед лектором, вел себя очень активно, задавал вопросы. Выступающий рассказывал много о своих фильмах, а после лекции подозвал меня и сказал: “Знаешь, ты очень этим интересуешься.
Я снимаю фильм — хочешь, приходи и поработай со мной”. Это был Анри Верной. Вот так в качестве ассистента я оказался на съемках известного фильма “Сицилийский клан”, где главные роли играли Жан Габен, Ален Делон и Лино Вентура. Потом еще работал в фильме Клода Лелуша “Мужчина, который мне нравится” — дуэт Анни Жирардо и Жана-Поля Бельмондо.
— Вы не думали стать режиссером?
— Нет, я не был уверен в том, что смогу стать хорошим режиссером, и стал размышлять над тем, чтобы создать свою продюсерскую компанию.
Для этого нужно было либо иметь деньги, либо хороший сценарий (как начальный капитал). День и ночь работал и написал “Полицейскую историю”, продал его. Правда, фильма по нему почему-то не сняли. Тем не менее, я создал свою компанию T.Films.
Вначале выпускал 5-6 картин в год. И как-то раз меня позвал Ален Делон: он хоть и был суперзвездой, но в тот момент у него что-то не ладилось в плане работы.
Мы долго говорили, и он предложил мне поработать — стать сопродюсером своей новой картины “Военврач” (1979г.) Фильм имел большой успех.
Вместе мы сделали еще несколько фильмов, в том числе “Шок” с Делоном и Катрин Денев. И каждый следующий фильм был еще более успешным, чем предыдущий. Знаете, сейчас, оглядываясь назад, я поражаюсь своей “наглости”: это я сейчас знаю, как делать кино. А тогда был молод и не задавался вопросами — как и что делать, смогу ли. Во мне была сила и страсть.
И если мне кто-то говорил, что у меня что-то не получится, отвечал: “Получится. Это обязательно будет сделано!” Одним словом, я нашел свою дорогу в жизни. Ко мне постепенно стали приходить профессионалы -режиссеры с громкими именами, но по тем или иным причинам не имеющие возможности снять картины: например, Жан Мари Пуаре.
— А правда, что вы близкий друг президента Франции Николя Саркози?
— И все-то ты про меня знаешь — всю мою жизнь (Смеется.). Да, мы знакомы почти 30 лет — где-то с 1982 года, когда он был в оппозиции и являлся мэром своего родного города Нейи. Мой партнер по теннису Жак Атали (первый глава Европейского Банка Реконструкции и Развития — И.А.), главный советник президента Франсуа Миттерана жил напротив мэра, и мы часто обедали вместе.
Очень быстро подружились с Саркози, а потом и с его братом Франсуа. Перед приездом в Ереван мы опять виделись с президентом Франции. Он — прекрасный человек и очень любит армян, помогает им. Я скажу, что Франция — самая близкая и дружественная Армении страна.
— И последний, традиционный вопрос: как вы себя чувствуете в Армении?
— Чувствую себя как дома. Вокруг красивые девушки — смотрю на вас и радуюсь. И люди здесь замечательные. Армяне — замечательный народ, обладающий внутренней силой и потенциалом.
В Париже все иначе: постоянно люди чем-то недовольны — кто обувью, кто питанием или еще чем-то (Смеется.) Я таким негативистам всегда говорю: молчите, работайте и найдете свой путь. В этом плане Армения — чудесная страна: она всегда смотрит вперед. У нее есть сила, вера в свое будущее и лучшую судьбу.
И это замечательно. Приезжаю сюда, обретаю новые силы, “очищаюсь” от глупостей, которых наслушаюсь во Франции, и с “отремонтированным” мозгом возвращаюсь обратно.
Армения излучает какой-то прекрасный свет, дающий Веру, Надежду и Любовь. У меня очень много оптимистических надежд, связанных с Арменией.
Статья опубликована 6 декабря, 2021 18:34
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…