Календарная зима в Москве началась с обильного снегопада. И от этого бело-пушистого покрытия вся территория ВДНХ, уже разукрашенная к новогодним праздникам, казалась абсолютно сказочной.
Но несмотря на столь праздничный антураж, с раннего утра 2 декабря у одного из павильонов ВДНХ царила довольно рабочая атмосфера. Друг за другом сюда прибывали делегации из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, представляющие промышленный, финансовый, энергетический, телекоммуникационный, транспортный и др. секторы национальных экономик.
Собрались же все они под одной крышей для участия во Втором Евразийском конгрессе, организованном Евразийским банком развития (ЕАБР). Как потом пошутил министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян, открывая первую сессию конгресса, «только ЕАБР мог собрать нас всех вместе в столь ранее время для обсуждения важнейших вопросов евразийской интеграции».
А темы, действительно, были не только важными, но и крайне актуальными. Ведь участникам этого масштабного мероприятия предстояло обсудить практические вопросы повышения роли бизнеса, деловых кругов и государственно-частного партнерства в раскрытии потенциала интеграции стран. Причем, речь шла о конкретных шагах по углублению производственно-технической кооперации, обмене передовыми технологиями и формировании новых цепочек добавленной стоимости в странах ЕАЭС.
Темп надо удержать
«Страны «пятерки» преодолевают последствия распространения коронавируса. Мы завершаем год с неплохими показателями, которые превысили допандемийный уровень. По оценкам Евразийского банка развития, валовой внутренний продукт ЕАЭС вырастет в этом году на 4%. Быстрое восстановление демонстрирует взаимная торговля, которая за январь-сентябрь увеличилась практически на треть. По итогам года объемы могут повыситься более чем на 10% и превысить значения предпандемийного года», — сразу задал позитивный тон премьер-министр России Михаил Мишустин, выступая на пленарном заседании конгресса, в котором принимали участие также заместители премьер-министров стран-членов ЕАЭС.
Однако, как отметил главный гость и спикер конгресса, для того, чтобы сохранить набранный темп и добиться новых успехов в деле интеграции, необходимы скоординированные действия. Устранение барьеров на пути движения товаров, услуг, инвестиций и рабочей силы позволит, по его словам, создавать новые возможности для совместных инициатив в разных сферах.
Учитывая то, что тема пленарной сессии Второго евразийского конгресса была посвящена ключевым инвестиционным проектам — как системным драйверам экономического роста в ЕАЭС, — участникам съезда отдельно были представлены находящиеся на старте мегапроекты для реализации на пространстве Союза.
Добиться полной связанности
Один из них — проект сети международных транспортных маршрутов между Китаем, Индией и Европой, так называемый «Евразийский транспортный каркас», являющийся сетью международных транспортных маршрутов по осям «Восток — Запад» и «Север — Юг».
«Мы превращаем евразийское пространство в евразийский транспортный перекресток, — пояснил председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов. — Очень важен маршрут «Север-Юг». Вообще, сопряжение маршрутов дает до 40% прироста трафика. И если мы сделаем маршрут «Север-Юг» – это альтернатива Суэцкому каналу, в два раза быстрее доставка грузов и очень высокий потенциал роста контейнерных перевозок», — раскрыл детали глава ЕАБР.
То, что создание Евразийского транспортного каркаса позволит дать мощный импульс как экономикам стран ЕАЭС, так и Союзу в целом, констатировал и глава правительства России.
Второй ключевой мегапроект, о котором говорилось в ходе конгресса, — развитие Единой товаропроводящей сети, по которой можно будет бесперебойно поставлять продовольствие для 220 млн человек.Тем самым эта сеть поможет повысить уровень продовольственной безопасности стран «пятерки» и снизить рост цен на продукты. Концепция проекта сейчас разрабатывается ЕЭК совместно с Евразийским банком развития. Ожидается, что уже в начале следующего года будут очерчены ее конкретные параметры.
«Без сомнения, связанность, полная связанность, то есть водные, железнодорожные пути, дороги автомобильные Евразийского транспортного каркаса с использованием Евразийской товаропроводящей сети – это очень важные элементы, которые помогут нашим странам совершенно по-другому построить взаимодействие, построить бизнес. Ну и, конечно же, они могут дать мощный импульс экономикам как стран-членов ЕАЭС, так и Союза в целом, чтобы и рост экономического благосостояния, и благосостояния людей были эффективны»», — высказал свое мнение глава правительства РФ.
Впрочем, для того, чтобы побороться за весомую долю в мировых транзитных перевозках, одной только современной транспортной инфраструктуры будет недостаточно. И здесь встает вопрос цифровизации не только транспортных коридоров, но и цифровой трансформации всего ЕАЭС. Поэтому следующий мегапроект, представленный на полях Евразийского конгресса, как раз и сводился к обсуждению вопросов внедрения новых технологий, которые должны стать вспомогательным фактором в реализации всех остальных проектов. Речь в том числе идет о таких приложениях для жителей стран Евразийского пространства, как «Путешествую без COVID-19», а также «Работа в ЕАЭС», которое запустят в следующем году.
Нацвалютам – зеленый свет
Говорилось в ходе конгресса и о вызовах, стоящих перед странами Союза. Так, по мнению вице-премьера Армении Мгера Григоряна, интеграция в рамках ЕАЭС не будет полноценной без увеличения доли национальных валют во взаимной торговле. Ведь зависимость от третьей валюты, по его словам, предполагает серьезные издержки из-за конвертации, что ведет к снижению спроса на товары и услуги, произведенные на территории Союза.
Именно поэтому в ходе своего выступления вице-премьер РА указал на важность увеличения доли нацвалют в торговле среди стран ЕАЭС, добавив, что решению этой задачи следует уделить «стратегическое внимание». При правильном выстраивании системы расчетов, продолжил он, будет сформирована платформа для определенной аккумуляции национальных валют в виде ликвидности. Она, в свою очередь, может послужить созданию стимулирующих инструментов внутри Союза.
«Это будет иметь большую роль в смысле кооперационных процессов и стимулирования торговли. В обоих случаях необходим инструментарий, «дизайн» которых — в национальных валютах наших стран. Дальше будет цикличность, которая будет давать результат за результатом», — убеждал вице-премьер РА.
Отдача от такого расклада, уверен он, будет довольно высокой, поскольку рост доли нацвалют во взаимной торговле приведет к повышению конкурентоспособности товаров и услуг из ЕАЭС. В этом смысле именно Евразийский банк развития и является одной из потенциальных платформ, которая могла бы выстроить эту систему. На старте, по мнению М.Григоряна, она должна быть коммерческой.
«Думаю, что на площадке и платформе Евразийского банка мы сможем запустить и развить эту стратегическую инициативу. ЕАБР сделал достаточно фундаментальных шагов, чтобы подготовиться к выполнению этой миссии», — пояснил вице-премьер. На что председатель правления ЕАБР Николай Подгузов ответил, что банк готовится предложить возможности своей платежно-расчетной инфраструктуры как одной из возможностей для осуществления расчетов на пространстве ЕАЭС.
Экологии нужно «зеленое» финансирование
Ну и, наконец, еще одна важная тема, которой было уделено особое внимание на московской конференции, — реализация климатических проектов. Лидеры стран ЕАЭС приняли по этому вопросу совместное заявление, в рамках которого будет начата работа по формированию единой системы климатического регулирования на пространстве Союза.
«Мы планируем внести значимый вклад в борьбу с изменением климата», — заявил российский премьер, добавив, что для этого будут приняты меры по контролю и снижению выбросов парниковых газов и управлению природными экосистемами.
В цифровом выражении реализация всех климатических проектов, заявленных странами-участницами ЕАЭС, потребует порядка 550 млрд долларов, уточнил председатель правления ЕАБР Н.Подгузов. Реализация экологических проектов в ЕАЭС, продолжил он, потребует организации «зеленого» финансирования.
«Объем мирового рынка «зеленых» облигаций уже составляет 1 трлн долларов. И мы не должны оставаться в стороне», — заключил председатель правления ЕАБР.
Однако, как пообещал замдиректора регионального бюро ООН Бен Слей, подобные климатические инициативы ЕАЭС могут рассчитывать на поддержку Программы развития ООН. В частности, на участие в реструктуризации займов по «зеленым» облигациям.