Мужская национальная сборная Армении по шахматам, потерпев всего одно поражение, заняла 7 место в командном чемпионате Европы в Словении.
На этот раз наша команда выступила под руководством 23-летнего арцахского гроссмейстера Мануэля Петросяна, поскольку действующий главный тренер Аршак Петросян из-за проблем с коронавирусом не смог присоединиться к сборной. Именно с Петросяном – чемпионом мира 2016 года среди игроков до 18 лет, мы и обсудили результаты участия армянской сборной.
— Прежде всего хотелось бы уточнить: вы временно у руля сборной или назначены ее новым наставником?
— Я выступал скорее в качестве помощника, так как главный тренер сборной не смог приехать. Это, можно сказать, была одноразовая работа. Я, главным образом, помогал ребятам в профессиональных вопросах при подготовке к матчам. Пытался по мере возможности быть полезным нашим игрокам. В большинстве случаев парни готовились самостоятельно, но на таком турнире дополнительная подсказка не бывает лишней.
— В командных соревнованиях важна также психологическая работа тренера. Вам удалось справиться с этой задачей?
— Желательно, чтобы этим занимался профессиональный психолог. Я не специалист в этой сфере, но как друг и товарищ пытался способствовать сохранению командного духа, чтобы ребята чувствовали себя комфортно и могли максимально настроиться на борьбу.
— Судя по тому, что наша сборная потерпела всего одно поражение, хотя и в решающем матче, можно ли сказать, что команда выступила неплохо?
— Выступление было очень хорошим. Мы победили сильнейшую сборную Франции (2,5:1,5), в составе которой на первой доске выступал уже второй по рейтингу шахматист планеты Алиреза Фируджа, с которым очень сложно бороться. А на второй доске играл еще один гроссмейстер из первой десятки мирового рейтинга Максим Вашье-Лаграв.
Фактически мы смогли обыграть такую мощную команду. Выиграли также у сборных Израиля, Бельгии и Сербии, сыграли вничью с не менее сильными командами Норвегии, Германии, Азербайджана и Испании. В целом наши ребята произвели очень сильное впечатление, а Роберт Оганесян и Самвел Тер-Саакян не проиграли ни в одной партии, одержав при этом важные победы. Удачно начал и Габриэл Саргсян. Все шло хорошо, но в концовке чемпионата, на мой взгляд, сказалась усталость.
— Однако первые очки наша команда потеряла в начале турнирного пути, когда разошлась миром с норвежцами и немцами. Причем, казалось, что в этих встречах мы были более близки к успеху, нежели соперники. Что Вы скажете по этому поводу?
— На игру с Норвегией мы не выставили Айка Мартиросяна. Многие наши ребята выступали на чемпионате Европы после участия в тяжелейшем турнире серии «Гран-при» и были изрядно подуставшими.
Поэтому в начале мы пытались дать нашим лидерам возможность отдохнуть и заявили на четвертой доске Оганеса Габузяна. Сборная Армении считалась фаворитом в этом матче, и мы рассчитывали на победу, однако встреча сложилась для нас неудачно и пришлось довольствоваться ничейным результатом.
После этого мы начали выступать в основном составе. А что касается матчей с Германией и Испанией, то не думаю, что в них мы потеряли очки – скорее поделили. Я не считаю, что эти команды были настолько слабы, что мы должны были непременно победить их. Более того, по командному рейтингу они превосходили нас.
То есть, реально мы недосчитались очка только в поединке с Норвегией, но с другой стороны – победили ряд сильных сборных. Конечно, в матчах с немцами и испанцами у нас были шансы на победу, но в шахматах не всегда удается максимально использовать хорошие возможности. В любом случае, определяющим стал заключительный поединок с Украиной.
— Этот матч стал своеобразным финалом, в котором мы уступили со счетом 1:3. Причем исход встречи решили поражения Габриэля Саргсяна и Айка Мартиросяна на первых двух досках. Почему все так сложилось?
— Хотя на этот раз сборная Украины выступала не в сильнейшем составе, но эта команда всегда борется за высокие места. Они играли довольно надежно и в ходе всего чемпионата ни на одной доске не потерпели поражений.
Ничья, скорее всего, обеспечила бы нам место в призовой тройке, однако такой результат не устраивал соперника, и они пошли ва-банк, сделав ставку на победу. Вначале все складывалось для нас удачно: на третьей доске Роберт Оганесян черными легко сыграл вничью с молодым соперником, которого украинцы специально поставили на игру, чтобы тот, будучи мотивированным и, выступая белыми, имел шансы на успех.
Ситуация усложнилась после того, как Габриэл Саргсян на первой доске черными проиграл Антону Коробову. Имевший шанс на ничью Айк Мартиросян теперь вынужден был резко сменить тактику и играть на победу. Сходу сделать это было нелегко, и он тоже проиграл. Переломным в игре стало поражение Габриэла, но надо учесть, что, постоянно играя с сильнейшими соперниками, он изрядно устал.
— Насколько сказалось отсутствие Левона Ароняна?
— Откровенно говоря, сильно сказалось. С ним мы были бы фаворитами в том же матче с Украиной. Без него нам часто приходилось играть вторым номером. Его отсутствие многое изменило. Для многих, да и для нас тоже, стало сюрпризом, что сборная Армении смогла столь сильно выступить без Левона и реально претендовала на звание чемпиона. Сам по себе это уже успех. С другой стороны, проявился высокий потенциал нашей сборной.
Это уже чувствуется. У нас есть молодые шахматисты, которых прежде не удавалось включить в команду. С годами они могут стать более сильными и принести сборной большую пользу. Это и есть главный итог чемпионата. Ребята уверовали в свои силы, поверили, что могут претендовать на призовые места. Проявились и некоторые недостатки, над устранением которых нужно работать. Конечно, у нас были хорошие возможности не только на завоевание медалей, но и на победу в чемпионате. Жаль, что на этот раз не получилось.
— Вы тоже готовитесь бороться за место в сборной?
— Конечно, в ближайшие годы попытаюсь попасть в сборную. Просто обстоятельства сложились так, что в сборной дебютировал в качестве помощника главного тренера. В январе намечен чемпионат Армении, по итогам которого только победитель получит право выступать за сборную. Именно после этого будут конкретизированы остальные планы.