Нужно ли продлевать запрет на импорт товаров турецкого производства в Армению, или армянский рынок должен вновь открыться для них? Именно этот вопрос обсуждался на днях в постоянной комиссии НС по экономическим вопросам, где по инициативе депутатов правящей фракции «Гражданский договор» состоялось рабочее совещание с участием также представителей Комитета по госдоходов и Минэкономики.
«Участники обменялись мнениями об экономических последствиях запрета на ввоз турецких товаров и экономической целесообразности продления запрета», — лаконично отметили в пресс-службе НС, напомнив, что действие эмбарго установлено до 31 декабря 2021 года.
И хотя та же пресс-служба отмечает, что обсуждения по поводу продления запрета на импорт турецких товаров в Армению пока продолжаются, представители местного бизнес сообщества и экспертных кругов уже довольно бурно высказывают свое отношение к этой наболевшей теме.
И это вполне понятно, если учесть, что в октябре прошлого года, в самый разгар военных действий в Арцахе, представляя законопроект о запрете на импорт товаров турецкого производства, Минэкономики заявило, что помимо экономических аспектов, эмбарго предполагает также и фактор безопасности. Потому что Турция открыто поддерживает Азербайджан в агрессии и террористических действиях против Арцаха.
В то же время этот запрет был не только введением экономических санкций против Турции. Как отмечали в то время в Минэкономики, тем самым приостанавливается поток финансовых средств в государственную казну Турции из армянских источников, которые затем направляются на поддержку Азербайджана. «Это также предотвращает проникновение различных угроз на территорию Армении», — уверяли в экономическом ведомстве нашей страны.
В правительстве прекрасно понимали, что принятие решения о запрете импорта турецких товаров, естественно, будет иметь определенное негативное воздействие на экономику Армении. Ведь общая стоимость товаров, ввозимых в Армению из Турции (одежда, оборудование и системы отопления, химтовары, недрагоценные металлы и пр.) оценивалась на тот момент в несколько сот миллионов долларов.
Однако власти посчитали, что в данном случае цена рисков гораздо выше, чем возможные негативные последствия на нашу экономику, поэтому запрет был вначале введен на несколько месяцев, а затем продлен до конца текущего года.
Возврат турецких компаний – угроза развитию местных
Комментируя на своей странице в Facebook возможное открытие с января будущего года армянского рынка для турецких товаров, глава Союза предпринимателей «Манташев» Ваграм Миракян напоминает, что эмбарго на импорт турецких товаров в нашу страну был введен ровно год назад в результате враждебных действий Турции.
«А что, Турция больше не настроена к нам враждебно, разве она прекратила блокаду Армении, уже не оказывает содействия Азербайджану и больше не хочет нас уничтожить? Хочу сказать, что с прошлого года ничего не изменилось, лишь боевые действия перешли в пассивную фазу», — считает он.
Говоря об экономическом эффекте введенного Арменией эмбарго на импорт турецких товаров, председатель Союза предпринимателей «Манташев отмечает, что наша экономика уже адаптировалась к функционированию без наличия турецких товаров, частично заменив их армянскими, иранскими или китайскими.
В некоторых случаях это привело к повышению цен, в других случаях — к замене другими товарами. Но, что наиболее важно, констатирует г-н Миракян, так это то, что открытие границ для турецких товаров сильно ударит по развитию многих армянских компаний.
«Да, я знаю, зачастую турецкие бренды экспортируют в Армению свои товары, произведенные в других странах. И тем не менее, поток товаров из Турции в Армению в разы сократился», — утверждает эксперт.
Если говорить цифрами, то до введения запрета объем ежегодного импорта из Турции в Армении оценивался примерно в 260 млн долларов. Для сравнения, уже в этом году в условиях эмбарго тот же показатель снизился по данным на сентябрь 2021 года до 20 млн долларов. Эта сумма была в основном аккумулирована за счет производственного сырья, не входящего в список запрещенных к импорту товаров из Турции.
«Местные производители едва начали свободно дышать вследствие ухода крупных турецких конкурентов с рынка, увеличили свои производства, импортировали новые станки, приняли на работу новых сотрудников и т.д. В случае же возвращения турецких компаний, последние попытаются путем демпинга вновь отвоевать рынок, нанеся тем самым большой урон отечественным компаниям, которые еще не успели прочно укрепиться на рынке», — считает глава Союза предпринимателей «Манташев».
Инвесторам нужно как минимум 3-5 лет
На самом деле, для многих отечественных бизнесменов запрет турецкого импорта, конечно же, стал серьезным вызовом. Были и такие компании, которые попросту обанкротились. Но одновременно это создало для местных производственников новые возможности, потому что армянский рынок таким образом освободился от турецкой экспансии.
Ведь на протяжении многих лет наши предприниматели постоянно указывали на то, что дешевые турецкие товары буквально заполонили отечественный рынок и душат местное производство, не позволяя ему развиваться в столь неравной конкуренции. А после введения эмбарго у них появилась отличная возможность для создания эффективных и конкурентных производств, нацеленных на импортозамещение товаров, имеющих ключевое значение для нашей экономики.
О том, что сотни армянских предпринимателей выступают против снятия запрета на импорт турецких товаров в Армению, говорит и соучредитель экспертного сообщества «Export Armenia» Эмиль Степанян. Судить об экономических эффектах эмбарго, полагает он, пока еще очень рано, учитывая то, что запрет действует всего лишь 11 месяцев. Причем, половину этого времени многие у нас еще продавали остатки имеющихся у себя на складе турецких товаров.
«Инвесторам необходим временной лаг в течение хотя бы 3-5 лет, чтобы иметь стабильную ситуацию. У нас же запрет вводится сроком всего на шесть месяцев и каждый раз есть риск того, что в следующий раз он не будет продлен. Однако сотни представителей бизнеса в Армении против турецкого импорта. Также есть мнения, что запрет на импорт из Турции должен либо строго контролироваться, либо полностью снят. Поскольку то, что сейчас происходит (имею в виду, турецкие товары по-прежнему завозятся), просто недопустимо», — отмечает соучредитель экспертного сообщества.
На сегодня позиция Минэкономики сводится к тому, чтобы продлить запрет. Но опять-таки речь идет всего лишь о шести месяцах дополнительного времени, после чего вновь должны вестись обсуждения на эту тему. А вот в постоянной комиссии НС по экономическим вопросам пока нет окончательного мнения на сей счет. Здесь указывают на то, что вопрос находится на повестке обсуждений, по итогам которых и будет принято такое решение, которое будет исходить из интересов нашей страны.