Женская сборная Армении по шахматам, будучи после стартовых туров одним из лидеров прошедшего в Словении командного чемпионата Европы, в итоге финишировала на 11 месте.
Определяющим стали три подряд поражения в середине турнирной дистанции. Почему за впечатляющим началом последовал резкий спад и нашу команду вдруг начало лихорадить? Об этом и других деталях участия мы побеседовали с главным тренером отечественной сборной, гроссмейстером Завеном Андриасяном.
— Так что же произошло с командой после столь впечатляющего старта?
— Мы действительно начали очень успешно, одержав победы в первых трех матчах. Причем, в третьем туре уверенно — со счетом 3:1 — выиграли у одной из фавориток чемпионата – сборной Польши. Исход встречи определили победы Элины Даниелян и Анны Саргсян, одержанные черными фигурами. Благодаря такому резвому старту мы оказались в числе четырех лидеров, в ряды которых неожиданно протиснулась сборная Италии. Если лидерство команд России, Грузии и Армении в целом было закономерным, поскольку они всегда на крупнейших соревнованиях борются за медали, то Италия прежде никогда не проявляла призовых притязаний. На этот раз апеннинская команда выглядела получше, а перед встречей с нами успела победить украинок.
— А в четвертом туре она выиграла у нашей сборной. Это тоже стало сенсацией?
— Да, потому что мы всегда побеждали их на пути к призовым местам. Однако, последний матч сложился для нас неудачно. Мы упустили все свои возможности для достижения победы, проиграв в игре, в которой заслуживали как минимум ничью. После этого нашим шахматисткам трудно было психологически восстановиться и настроиться на следующую встречу. Понимаете, результат матча с Италией особо не влиял на турнирное положение нашей команды, но мы лишились очень важных двух очков. К тому же понимали, что на этом турнире у нас больше не будет соперниц такого уровня и дальше придется сложновато. Уже в 4 туре мы встретились со сборной Грузии и просто необъяснимым образом упустили победу.
— В матче с Италией поражение потерпели Лилит Мкртчян и Сусанна Габоян, выступавшие соответственно на второй и четвертой досках. Какая из этих двух партий больше всего повлияла на ход противостояния?
— Лилит вначале получила несколько плохую позицию, в то время как Сусанна имела очень хорошую позицию и большое преимущество во времени. Габоян проиграла в результате одного промаха. Точнее, допустила ошибку, получила проигрышную позицию, затем, поборовшись, приблизилась к ничьей и вновь ошиблась. А соперница Лилит Ольга Зимина была на этом чемпионате на высоте и, можно сказать, провела очень хорошую партию. Во всяком случае, не оставила особых надежд нашей шахматистке. В тоже время Элина Даниелян уверенно воплотила в победу свое преимущество. В этот день должна была победить и игравшая с более слабой соперницей Анна Саргсян, но у нее тоже не получилось, так как Елена Седина до конца удачно оборонялась. Италия была единственной нашей соперницей, все игроки которой по рейтингу уступали нашим девушкам.
— В этой игре мы проиграли в партиях, которые проводили черными фигурами. Какое тактическое задание Вы дали своим игрокам перед встречей?
— Посмотрите, за тур до этого именно победы черными фигурами обеспечили нам выигрыш над Польшей. Поэтому я не очень согласен с бытующим мнением, что белыми необходимо побеждать, а черными стремится к ничьей. Особенно, в женских шахматах, поскольку здесь в ходе партии ситуация меняется столь стремительно, что цвет фигур не играет такой большой роли. А вообще, перед игрой ставится следующая задача: черными играем в более закрытом стиле, а белыми – более атакующем.
— Вернемся к игре с Грузией, в которой армянская сборная, как Вы отметили, упустила победу. Что именно произошло?
— Причина неудачи обусловлена, прежде всего, накалом борьбы. На 4-й доске Сирануш Гукасян добилась быстрой ничьей. Однако, на первой доске проиграла Элина Даниелян, проведшая, к слову, очень хороший турнир. Это стало ее единственным поражением на нынешнем чемпионате. В этой партии она имела полностью выигранную позицию и даже больше фигур, но 1-2 важных хода привели к поражению. Элина белыми фигурами пошла на слишком большой риск и проиграла. Взамен, Лилит Мкртчян уверенно победила черными. Нашим игрокам помешала напряженность от осознания того, что победа над Грузией вернула бы нас на второе место и в борьбу за высокие места. Грузинская сборная традиционно является для нас трудным соперником, но на этот раз мы имели предпочтительные шансы на успех.
— Как и в следующей игре с украинками?
— Этот матч тоже получился нервным. Все началось с того, что за день до игры у одной из шахматисток Украины был получен положительный результат теста на коронавирус. До конца оставался неясным вопрос о проведении матча. В итоге украинки явились на встречу, но наши были напряжены, понимая, что есть слишком высокий риск заразиться. Это определенно помешало нашим девушкам. А так, я согласен с вами – в этой игре мы не должны были проигрывать.
— Исход матча решило поражение Анны Саргсян. Насколько правильным было решение поставить ее на эту игру, учитывая, что в предыдущем туре она проиграла грузинской шахматистке и явно находилась не в лучшем психологическом состоянии?
— Дело в том, что до этого проиграла и Сусанна Габоян. Так что особого выбора не было. Анна всегда нацелена на борьбу, и мы постоянно включаем ее в состав, чтобы она могла за счет своей энергичности приносить команде очки. Это и есть стратегия нашей сборной: на первой доске Даниелян пытается продержаться и обеспечить команде очки, на второй – Мкртчян закрепляет успех, а на третей – Саргсян борется за добавление дополнительного очка в общий результат.
— Далее последовали ничьи со сборными Сербии и Литвы, которых никак не отнесешь к грозным соперникам. Наши окончательно расслабились?
— Три поражения подряд, практически сведшие к нулю шансы на завоевание медалей, естественно, не лучшим образом отразились на моральном состоянии наших игроков. К тому же, Элина и Анна присоединились к сборной после участия в турнире «Гран-при» и были довольно уставшими. Ввиду всех этих факторов последние игры давались с трудом. Кошмарное поражение от Италии до конца не давало покоя нашим игрокам. Оно стало ключевым моментом на чемпионате, так как в случае успеха мы практически обеспечивали медали. Тогда нас трудно было бы остановить и, как показывает турнирный расклад, точно оказались бы в призерах. Я не помню, чтобы мы когда-либо прежде проигрывали Италии.
— И все же, напоследок Армения, можно сказать, разгромила Чехию. Этим наши просто хлопнули дверью?
— Совершенно верно: понимая, что медали нам уже не светят, мы решили в качестве отдушины одержать хотя бы одну победу со счетом 4:0. Кроме того, Элина претендовала на медаль среди игроков, выступавших на первой доске и ей просто необходима была эта победа. Она победила, но в итоге осталась без медали. В любом случае, 6 очков из 8 возможных – очень хороший результат. К тому же, большинство наших шахматисток заметно улучшили свои рейтинговые показатели.
— Подводя итог, можем ли констатировать, что наша сборная имеет в целом сбалансированный состав, который, однако, нуждается в усилении — особенно на 3-й и 4-й досках?
— Однозначно. Могу сказать, что с 2018 года, когда я возглавил сборную, Анна Саргсян впервые выступила слабо за национальную команду. Это произошло прежде всего из-за усталости и напряжения. Прежде очки, добытые ею на последних досках, позволяли нам бороться за медали. К примеру, на чемпионате Европы 2019 года она набрала 7 очков из 8 возможных. Если бы на этот раз Саргсян сыграла так, как тогда, то наша сборная показала бы несколько иной результат. Уверен, на 1 очко больше могла принести Лилит Мкртчян, но это не сильно отразилось бы на общекомандном результате.
— В следующем году ожидается Всемирная шахматная олимпиада. Есть ли потенциал для усиления сборной?
— Я вижу такую возможность. Думаю, результаты нашей сборной улучшатся. Мы должны играть так, чтобы иметь стабильно хороший результат на всех четырех досках. Из молодых игроков довольно перспективна Мариам Мкртчян, с которой я связываю большие надежды. В любом случае, состав сборной определится по результатам намеченного в январе чемпионата страны.