Национальная сборная Армении по футболу, сенсационно лидирующая в своей подгруппе после весеннего этапа отборочного турнира чемпионата мира 2022 года, не сумела совершить исторический прорыв, повторив на финише соревнования антирекорд двухлетней давности.
Наша команда потерпела три подряд поражения с общим счетом 1:10 и завершила турнир на 4-й горизонтали. Такой результат иначе как провалом не назовешь. Непонятными остаются лишь причины произошедшего.
Что же случилось с командой во второй половине сезона и почему она столь резко преобразилась? Сегодня это самый главный вопрос, ответ на который пока не прозвучал. Более того, поздравления, озвученные главным тренером нашей сборной Хоакином Капарросом на пресс-конференции после заключительного матча с Германией, произвели, мягко говоря, неадекватное впечатление.
Это явно не то, что ожидала от него футбольная общественность страны. Судя по нервной реакции Капарроса, открытый и откровенный разговор пока не предвидится. Федерация футбола Армении также хранит партизанское молчание.
Между тем, в обществе уже муссируются разные домыслы, в том числе о том, что такой результат обусловлен не только чисто спортивными факторами. Мол футболисты не проявили желания бороться за выход в финальную стадию чемпионата мира. Пока такие заявления не подкреплены фактами, но в условиях глухого молчания ответственных лиц они создают определенную атмосферу, подрывают доверие к национальной сборной.
Трудно сказать, насколько обоснованы подобные утверждения, а потому пока воздержимся от размышлений на эту тему и переключимся лишь на то, что видно невооруженным взглядом. И так, в осеннем цикле отборочных матчей сборная Армении набрала лишь 3 очка из 21 возможного. Команда не одержала ни одной победы, трижды сыграла вничью и потерпела 4 поражения.
В 7 играх армянские футболисты забили всего 3 гола, пропустив 18. Это сильно контрастирует с весенними показателями: 3 победы при 6 забитых и 2 пропущенных мячах. С чисто спортивной точки зрения этому может быть множество разных объяснений и обоснований. Нам же пока остается только предполагать.
Прежде всего, сложилось впечатление, что ребята психологически не справились с бременем лидерства, поэтому и не смогли закрепить весенний успех. Во всяком случае, в осенних играх лично я не заметил в их действиях большого рвения, желания прыгнуть выше головы.
Между тем, переломный момент был именно в начале сентября, когда наша сборная провела три посредственных матча, два из которых с командами примерно равного класса. Если выездную ничью с северомакедонцами (0:0) еще можно с натяжкой считать некоторым успехом в смысле результата, а разгромное поражение от немцев (0:6) как-то объяснить фактором мощи соперника, то домашняя ничья с Лихтенштейном (1:1) уже не лезет ни в какие ворота.
Именно тогда стало понятно, что с такой игрой нам не светит никакой чемпионат мира. Затем была ничья с Исландией (1:1), а дальше поражения от Румынии (0:1), Северной Македонии (0:5) и Германии (1:4). О чем говорят эти результаты? О том, что не могли как следует обороняться и надлежащим образом атаковать. Это в общих чертах.
А причины этого, конечно, кроются в деталях, о которых мы опять же можем только предполагать. Причем, стоит напомнить, что безвыигрышная серия сборной Армении началась еще в июне, когда наши в товарищеских встречах сыграли вничью с Хорватией (1:1) и проиграли шведам (1:3). Получается, что отечественная сборная забила 5 и пропустила 22 гола в 9 играх.
Согласитесь, это отнюдь не тот результат, с которым можно замахиваться на участие в чемпионате мира. Таким образом, неудача обусловлена тем простым обстоятельством, что наши мало забивали и много пропускали. Почему так происходило и почему не удалось исправить ситуацию? Это уже вопрос к руководству сборной и республиканской федерации.
Возможно, это обусловлено постоянными изменениями и экспериментами с составом команды. В этом плане Капаррос является одним из наиболее экспериментирующих наставников сборной Армении за всю ее историю.
Причем, бесконечные эксперименты проводились в ходе официальных игр, что отражалось на стабильности команды и ее результатах. Да, он привлек в сборную нескольких талантливых воспитанников местного футбола, что на самом деле очень важно в плане перспективы.
Однако, испанскому специалисту наверно стоило бы в решающий момент умерить свою увлеченность экспериментами и сделать ставку на текущий результат. Вообще, Капаррос задействовал в отборочных играх 31 футболиста. Текучесть кадров в сборных командах – обычная практика. Но дело в том, что трудно припомнить ситуацию, когда наша сборная провела хотя бы две подряд игры в том же составе.
К тому же, ввиду постоянного привлечения новичков приходилось вносить и тактические коррективы. Тоже нормальная и необходимая практика. Однако, вся проблема в том, что за короткий период подготовки не удавалось полноценно наиграть игровые связи и довести задуманное до нормального вида. В итоге мы часто становились свидетелями несогласованных действий армянских футболистов, что приводило к коллапсу командной игры и, как следствие, плачевному результату.
В целом, таков наш поверхностный анализ ситуации. Истина же, как известно, кроется в деталях, которыми реально владеют лишь руководители сборной и республиканской федерации.
Утешает лишь то, что за это время все же сформирован основной круг игроков, на которых тренеры сборной (нынешние или новые) будут опираться на грядущих турнирах. Если еще и будут сделаны необходимые выводы из произошедшего, то, возможно, в следующем цикле сборная Армении все же сделает то, что от нее уже 30 лет ожидают болельщики – наконец-то преодолеет барьер отборочных соревнований.