На чемпионате мира по боксу в Белграде армянские спортсмены завоевали по одной серебряной и бронзовой медали. И, если итог полуфинального боя Оганеса Бачкова с кубинцем не вызвал недоумения, то в случае с финалом между Давидом Чалояном и россиянином Марком Петровским не все выглядело однозначно.
Об этом и других вопросах относительно участия наших ребят «РА» побеседовала с главным тренером национальной сборной Армении Кареном Агамаляном.
— Хотелось бы начать с финального поединка с участием Давида Чалояна. Как Вы прокомментируете его итог?
— Прежде всего, хочу похвалить парня: не каждому удается одержать 4 победы в дебютном чемпионате мира. Признаться, это стало сюрпризом для всех нас. Для уверенной победы ему, прежде всего, не хватило сил. Давид не успел восстановиться после трудной полуфинальной встречи, состоявшейся накануне решающего боя. На мой взгляд, в финале ему можно было присудить победу. Мы подали апелляцию, но жюри оставило результат боя в силе. Поединок получился равный. Мне кажется, что победил Чалоян, но другие возражают, что россиянин выглядел немножко получше. И все же я склонен считать, что наш боксер не проиграл. В любом случае, серебряная медаль мирового первенства – очень высокий результат для него. В последний раз на международную арену он выходил в 2015 году в Польше, когда в составе возглавляемой мной команды участвовал в молодежном чемпионате Европы.
— Но в сентябре этого года Чалоян стал бронзовым призером чемпионата мира среди военнослужащих.
— Перед этим он стал чемпионом Армении в супертяжелой весовой категории, проведя на ринге очень мало времени. Тогда я ему сказал, что он хороший боксер, но имеет мало опыта выступлений на международном ринге. Поэтому я поставил ему задачу – принять участие в чемпионате мира среди военнослужащих и одержать минимум одну победу. Это было важное условие для участия в мировом первенстве в Белграде. Давид перевыполнил план, выиграв в Москве два поединка. Кстати, там в полуфинале он проиграл узбекскому боксеру Лазизбеку Муллажонову, у которого взял реванш на этом чемпионате. Давид – просто молодчина. Но, конечно, ему нужно еще много поработать для усовершенствования мастерства.
— То есть нельзя сказать, что в финале Чалояна откровенно засудили?
— Явно – нет, но я бы присудил победу ему. В первом раунде Давид отправил соперника в нокдаун, но некоторые судьи не засчитали этот удар. Потом, знаете, во время финалов с трудом принимают апелляции и, тем более, пересматривают итог поединка.
— А над чем именно нужно поработать Чалояну?
— Над технико-тактической подготовкой, ему нужно также немножко окрепнуть физически. Нужно подтянуть и специальную физическую подготовку, хотя на этом первенстве Давид сделал все и ни в чем не уступил соперникам. Ему нужно также поставить грамотный удар правой рукой. Он владеет сильным ударом, но скорее толкает соперника, поэтому говорю, что нужно поставить грамотный удар. Работа есть и ее необходимо завершить к чемпионату Европы следующего года.
— В любом случае у нас есть восходящая звезда в супертяжелой весовой категории.
— Скажем так – мы связываем с ним определенные надежды. Сейчас как раз его прооперировали, поскольку у него сильно опух глаз. Посмотрим, в каком он будет состоянии.
— Перейдем к Оганесу Бачкову. Он во второй раз проиграл кубинцу Энди Крузу. Изучали ли Вы этого боксера с целью разработать против него контрмеры?
— Я понял вопрос. Конечно, мы анализировали его стиль. Не хочу, чтобы звучало как оправдание, но сегодня многие специалисты в мире считают Круза лучшим в любительском боксе. Бачков прекрасно знаком с его возможностями и сделал все, что мог. Однако, кубинец оказался выше классом.
— Оганес полностью выполнил Ваши наставления?
— Сделал, но не все из задуманного получилось. Сегодня кубинец объективно сильнейший в мире.
— Как же его можно победить?
— Наверно нужно применить более гибкую, разнообразную тактику. Но кубинец тоже выбирает тактику под конкретного боксера. Вообще, нашим боксерам недостает именно гибкого тактического мышления. Для решения этой проблемы нужна долгая работа как на местах, так и в сборной.
— Вы согласны, что Бачков боксирует несколько эмоционально?
— Есть и другая сторона медали – без эмоций невозможно победить. Возможно, у него эмоции зашкаливают. В некоторой мере, да, это помешало. Кстати, апелляция результата поединка Бачкова с таиландцем в четвертьфинале была первой на этом чемпионате. Если бы не огромные усилия президента нашей федерации Оганеса Овсепяна, то, возможно, Бачкова не пропустили бы в полуфинал.
— Кого бы Вы выделили из остальных наших боксеров?
— Прежде всего Артура Базеяна (57 кг), который хотя и проиграл в 1/8 финала кубинцу Освелю Кабаллеро, но сделал все что мог. Ему помешало также то обстоятельство, что первые два соперника не явились на встречу – один из-за коронавируса, а другой не сумел уместиться в допустимый вес. Фактически, до встречи с кубинцем Базеян почти десять дней не боксировал. Мы всячески пытались сохранить его форму, но этот фактор все же дал о себе знать. Несмотря на это, Базеян составил серьезную конкуренцию сопернику.
Обычно я воздерживаюсь от публичного осуждения работы судей, но, думаю, Артур Оганесян (51 кг) не проиграл американцу, а победил его. В этом случае мы также подали апелляцию, но из трех членов жюри только двое поменяли свое решение. Результат боя меняется только при единогласном консенсусе. Таким образом, Оганесян не смог продолжить борьбу.
Очень обидно за Карена Тонаканяна (60 кг), который был близок к выходу в четвертьфинал, однако, сломав руку, прекратил выступления. Нарек Манасян (92 кг) выиграл первый раунд боя с итальянцем, но в итоге проиграл, перегорев из-за чрезмерно большого желания победить. Там и судья на ринге ошибся. Чрезмерно большое желание помешало также Гургену Мадояну (67 кг). У него есть все данные, но напрягается и начинает ошибаться. Я поставил ему задачу более раскованно выступить на следующем соревновании.
У меня нет особых претензий и к Сейрану Егикяну (48 кг), который после победы в стартовом поединке во второй встрече уступил боксеру из Киргизии. Он приложил максимум усилий, но соперник был явно сильнее.
— А кем Вы недовольны?
— Не оправдал ожиданий Ваге Бадалян (54 кг).
— Что скажете о поединке Армана Дарчиняна (71 кг) с американцем?
— Я бы не сказал, что наш боксер победил, но не могу также однозначно утверждать, что проиграл. В таких случаях каждая сторона может утверждать, что победа осталась за ним. Может быть после Олимпиады он, перейдя в более легкую весовую категорию, несколько потерял скорость. Поэтому мы еще подумаем – стоит ли ему оставаться в нынешней весовой категории, или все же вернуться в категорию до 75 кг. К тому же, после Олимпийских игр спортсмены с трудом восстанавливаются. То же самое касается Бачкова.
— Помимо Манасяна на первом же этапе потерпел неудачу также Амбарцум Акопян (80 кг). Что Вы можете сказать о нем?
— Он завоевал серебряную медаль на чемпионате Европы этого года среди спортсменов до 22 лет. Парень обладает очень большой силой воли. В Белграде он неожиданно пропустил удар и на этом все завершилось. В боксе всякое бывает. Чрезмерно большое желание помешало многим нашим парням.
— Кстати, как проходит лечение Тонаканяна?
— Его прооперировали. Врачи говорят, что через три месяца может возобновить тренировки. Мне кажется, он успеет подготовиться к намеченному в мае чемпионату Европы, но не будем торопить события.
— Чемпионат Европы пройдет в Ереване. Это обязывает?
— Конечно. Не думаю, что состав нашей сборной претерпит большие изменения. Это первенство показало, что сегодня в мировом боксе доминируют спортсмены из Азии и Америки, а европейцы заметно отстают.
— Как Вы думаете, азербайджанцы приедут на европейское первенство в нашей столице?
— Я поговорил с их тренерами, которые сказали, что этот вопрос не в их компетенции. Они отметили, что скорее всего не приедут, но окончательное решение будет за руководством.
— Какой из поединков, проведенных Вашими подопечными на этом чемпионате, впечатлил Вас больше всего?
— Наверно бои Бачкова и Чалояна с азербайджанцами. Эти встречи были наиболее напряженными и красивыми.
— Каковы планы на ближайшее будущее?
— Сейчас ребятам предоставлен некоторый отдых. Мы запланировали, чтобы ребята, проигравшие на этом чемпионате на первых этапах, до конца года провели несколько международных встреч за рубежом. В конце января состоится чемпионат Армении, по итогам которого окончательно определится состав сборной, и мы приступим к непосредственной подготовке к первенству Европы. В ходе подготовки часть ребят примет участие в двух, другие – в одном международном турнире.