Замечательный инструмент – аккордеон, — появился в Армении в конце XIX — начале XX веков: к нам он проник из России и Тбилиси, где получил распространение благодаря Европе.
В советское время этот инструмент широко использовался во многих этнографических ансамблях, где играли аккордеонисты, получившие образование в музыкальных школах. К тому же он был очень популярен в народе, и было много музыкантов-любителей, которые в основном играли на свадьбах, вечеринках и по другим радостным поводам.
Однако после обретения Арменией независимости, то есть после 1991 года, аккордеон был вытеснен из музыкальных школ и этнографических ансамблей как «антинациональный» инструмент. После этого он постепенно стал вытесняться с вечеринок и сегодня осталось очень мало музыкантов, более или менее владеющих искусством игры на аккордеоне.
Но в последнее время аккордеонисты с профессиональным образованием во главе с Айком Карапетяном объединились для популяризации и привлечения внимания молодого поколения к этому постепенно исчезающему из армянской действительности инструменту.
Армянские аккордеонисты организовывают концерты, на которых звучат классические произведения (Иоганна Себастьяна Баха, Арама Хачатуряна, Астора Пьяццоллы и других) и даже композиции Комитаса. Также создан Всеармянский союз аккордеонистов, который прилагает усилия для того, чтобы вновь распространить аккордеон в Армении.
Инициатива эта, на наш взгляд, очень хорошая, поскольку с таким же успехом не армянскими инструментами являются и фортепиано, и скрипка, и многие другие инструменты, игре на которых обучают и будут обучать в наших музыкальных школах. Да и аккордеон не такой уж и не армянский, если углубиться в историю его происхождения…
Дело в том, что аккордеон был создан Кириллом Демианом (Cyrill Demian)- армянским мастером из Румынии. Кирилл Демиан (Кюрех Демян) родился в 1772 году в румынском городе Арменополисе, который ныне называется Герла. Этот город был основан в XVI веке армянами, которые переселились сюда после падения Киликийского армянского царства. Впоследствии Кирилл Демиан обосновался в Австрии.
Он был мастером по изготовлению музыкальных инструментов, таких, как рояль и орган: у него был собственный магазин, где он продавал детали к ним, например, меховую камеру, а также отдельные детали для клавишных и духовых инструментов. Образцы многих изобретений мастера сегодня выставлены в Доме музыки в Вене.
Демиан долгое время думал над тем, чтобы сделать собственный музыкальный инструмент. Он много лет составлял чертежи, делал расчеты, стремясь после этого сразу создать усовершенствованный инструмент. В работе над созданием инструмента мастеру помогали его сыновья — Карл и Гвидо.
У инструмента Демиана было всего пять клавиш, которые предназначались только для левой руки. Каждой клавише соответствовал один аккорд, отсюда и название инструмента — аккордеон. Впервые инструмент был изготовлен в 1829 году и запатентован в Вене 6 мая. Спустя 17 дней патент Демиана был официально признан, после чего 23 мая и по сей день отмечается как день рождения аккордеона.
На аккордеоне Демиана можно было играть простые мелодии в одной тональности. Однако это не помешало меломанам в приобретении вновь созданного инструмента сначала в музыкальных магазинах, а затем на аккордеонных фабриках.
Если до этого в Центральной Европе была очень популярна губная гармоника, созданная Кристианом Бушманом, то с появлением аккордеона ее слава пошла на убыль.
С 1831 года аккордеон начал распространяться на Британских островах, а еще два года спустя Адольф Мюллер в своей книге «Школа аккордеона» уже дает описание большого количества различных типов аккордеонов.
В этот период между собой тесно сотрудничали Венская и Лондонская музыкальные ассоциации, а их музыканты регулярно давали концерты в обеих столицах. Уже в 1840-х годах жители Старого Света, эмигрировав в Америку, распространили аккордеон в Соединенных Штатах, где он вскоре также получил широкое признание и популярность.
Аккордеон включает в себя особенности разных инструментов: внешне он похож на баян, технической структурой соотносится с губной гармоникой, а клавиатурой и своими возможностями близок к фортепиано. Одно из его преимуществ заключается в том, что своим звучанием он может оставить впечатление ансамбля.
Со дня своего создания аккордеон подвергся серьезному развитию и обновлению, он все больше и больше совершенствовался, но по-прежнему остается незаменимым инструментом в различных ансамблях. Хотелось бы увидеть его возвращение и в армянские музыкальные коллективы и школы. Как-никак это европейский инструмент «армянского» происхождения…