Совет Евразийской экономической комиссии рассмотрел инициативное предложение Российской Федерации и на днях принял решение о поэтапном внедрении маркировки упакованной воды в странах Евразийского экономического союза.
Распространить практику обязательной маркировки питьевой воды на все страны ЕАЭС предложило в середине июля текущего года Минэкономразвития РФ, взяв за основу результаты ранее проведенного в России пилотного проекта по идентификации бутилированной воды с привлечением к нему более 300 производителей. Как уверили в главном экономическом ведомстве России, в целом эксперимент увенчался успехом, продемонстрировав свою эффективность.
Прежде всего, как отмечают эксперты, маркировка позволит сократить объемы нелегальной продукции и гарантировать качество товара для потребителей. В плюсе останется также и бизнес благодаря снижению своих операционных издержек. Ну и, конечно же, выиграет государство, которое сможет контролировать уплату налогов, свести к минимуму уровень контрабанды и обеспечить защиту потребителей.
Впрочем, критики маркировки указывают на то, что подобное требование приведет к удорожанию конечной продукции, поскольку заметно увеличит расходы бизнеса на генерацию кода, покупку этикетки, приобретение оборудования, программного обеспечения, их установку и поддержку. Не говоря уже о том, что придется выделить средства на дополнительный штат и производственные процессы. По различным экспертным оценкам, удорожание конечной продукции может колебаться в пределах 10-30%.
Чиновники, в свою очередь, уверяют, что опыт во всех тех отраслях, где маркировка уже является обязательной, доказывает: применение этого инструмента не оказывает влияния ни на доступность продукции, ни на ее цену. К слову, на сегодня в рамках всего Евразийского экономического сообщества приняты решения о введении маркировки в отношении обуви, отдельных товаров легкой промышленности, фотокамер, шин и покрышек, парфюмерии и молочной продукции.
Более того, 2024 год определен российским правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. Учитывая то, что рынок России является основным для армянского экспорта, введение подобного требования окажет довольно серьезное воздействие на местных производителей. Ведь ввозить товары без указанной маркировки на территории РФ станет уже невозможным. Причем маркировка будет с элементами прослеживаемости. Это означает, что каждый вид товара для того, чтобы попасть на рынок России, должен быть оцифрован, получив соответствующий номерной знак.
Поэтапный переход для комфорта бизнеса
Как бы то ни было, бизнесу придется смириться с неизбежностью процесса маркировки товаров, поскольку главами правительств стран Союза подписано и уже вступило в силу Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.
Наряду с этим подписано и соглашение о механизме прослеживаемости движения товаров, ввезенных на таможенную территорию союза, главная цель которого — подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена Союза на территорию другого и заодно предотвращение уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.
На скорейшем введении цифровой маркировки товаров, скорее всего, будет настаивать именно Россия, которая и пролоббировала подписание соответствующего соглашения в рамках ЕАЭС. Более того, если страна с развитым товарным рынком, как РФ, принимает решение о введении у себя маркировки, то производители других стран ЕАЭС тоже будут вынуждены маркировать свои товары, даже без требования национального законодательства, поскольку значительная доля продаж будет приходиться на страну с сильным рынком.
Естественно, наличие штрих-кода на товаре само по себе не может гарантировать его безопасность. Поэтому тут важна интеграция маркировочной системы с иными системами контроля в различных сферах, что позволит достичь максимального эффекта в борьбе с нелегальщиной на рынке. Но пока что обязательная идентификация действует лишь в России. Беларусь только наметила сроки введения этой меры, а Армения, Казахстан и Киргизия обещали присоединиться к общей системе по мере готовности.
Что касается маркировки упакованной воды, то, как полагают в Евразийской эконмической комиссии (ЕЭК), обязательная фиксация информации о каждой единице товара в привязке к производителю либо импортеру обеспечит потребителя и контролирующие органы достоверными сведениями о продукции и ее происхождении. При этом государствам-членам ЕАЭС дана возможность самостоятельно определить дату введения и порядок маркировки средствами идентификации на своей территории и не позднее чем за шесть месяцев уведомить об этом Комиссию.
Однако запрет на ввод в оборот немаркированной продукции не может быть введен ранее сроков, установленных в перечне товаров, подлежащих маркировке. Для газированных и негазированных природных минеральных питьевых вод установлен срок маркировки с 1 декабря 2021 года, а с 1 марта 2022-го маркировать придется и упакованную питьевую и искусственно минерализованную воду.
«Предлагаемые сроки обусловлены необходимостью поэтапного и комфортного перехода отрасли к введению обязательной маркировки. Взаимодействие национальных операторов государств-членов в рамках трансграничной торговли осуществляется в порядке, предусмотренном базовой технологической организационной моделью системы маркировки товаров средствами идентификации в ЕАЭС», — заключили в ЕЭК.