Россия официально заявила о поддержке выдвинутой президентами Азербайджана и Турции Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом идеи создания консультационного механизма регионального сотрудничества, называемого .
Как заявила на брифинге в среду официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, речь идет о странах Южного Кавказа — Азербайджане, Армении, Грузии и их соседях — России, Турции и Иране.
«На наш взгляд, его запуск способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий, раскрытию экономического, транспортного потенциала региона», — сказала Захарова.
Вопросов, по ее словам, много, тем более они теперь имеют и новые вводные — те проблемы, которые имелись раньше в виде ситуации с пандемией, которая расставила новые акценты, «потому формат может и должен привнести новые акценты, предложить решения как старых проблем, а также помочь справиться с новыми вызовами».
От более конкретных формулировок г-жа Захарова воздержалась.
Мне же трудно представить, как можно повысить то, чего нет.
Речь о доверии, в частности, между Арменией и Азербайджаном с Турцией. Не говоря уже о том, что итоги развязанной турецко-азербайджанским террористическим тандемом войны против Арцаха разбалансировали весь регион в том числе и в этом вопросе.
Уж вовсе непонятно, каким образом этот формат может предложить решения старых проблем, а также помочь справиться с новыми вызовами, ибо даже поверхностный анализ показывает, что старых проблем он не решит, а новых добавит — мало не покажется никому.
И как этот «консультационный механизм», по большому счету, висящий в воздухе, можно начать переводить «в практическую плоскость», если в отношениях между между Арменией и Азербайджаном с Турцией нет и не может быть никаких позитивных подвижек, отношения Грузии с Россией тоже не сдвигаются с мертвой точки, ситуация вокруг Ирана продолжает оставаться напряженной?
Не началом же «процесса делимитации азербайджано-армянской границы с ее последующей демаркацией», на необходимость скорейшего запуска которого Мария Захарова вновь указала. По ее словам, Россия видит в этом «комплексное решение проблемы».
Сказано это было в контексте продолжения контактов по линии МИД, Минобороны и пограничных служб России, Армении и Азербайджана с целью урегулирования пограничных инцидентов. Однако этот процесс чреват гораздо более серьезными проблемами, если не угрозами.
Как отметил недавно президент РФ Владимир Путин, в вопросе делимитации-демаркации армяно-азербайджанской границы «без участия России невозможно ничего сделать», ибо хранящиеся в Генштабе РФ карты показывают, «как проходили границы союзных республик в советский период».
В какой советский период — ранний или поздний? Ведь между картами 1920г. и 1990-го большая разница. В первом случае неизбежно встанет вопрос и Нахиджевана, который был передан созданному в 1918г. в результате вторжения турецких войск в Закавказье Азербайджану русско-турецким Московским договором от 16 марта 1921г., но лишь 1923г. в статусе автономии вошел в состав Азерб.ССР, а также Арцаха, сданного Азербайджану решением Кавбюро ЦК РКП(б) в июле 1921г.
Владимир Путин отметил, что в находящихся в Генштабе РФ картах «есть вещи, которые требуют тоже взаимных компромиссов: где-то что-то выровнять, где-то что-то обменять, только так, чтобы это было признано, было понятно, что это выгодно обеим сторонам».
Но надо бы помнить, что декларацией «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» от 30 августа 1991г. и конституционным актом Азербайджанской Республики «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» от 18 октября 1991г., Азербайджан провозгласил себя правопреемником АДР (просуществовала с 28 мая 1918г. до 28 апреля 1920г. и не была признана Лигой Наций), отказавшись от правопреемства Советского Азербайджана.
Следует отметить также, что вышеупомянутый Московский договор от 16 марта 1921г. и Карсский договор от 13 октября 1921г. в Армении считают грабительскими, которые большевистский и кемалисткий режимы заключили за спиной у армянского народа и фактически разделили между собой суверенную территорию Армении.
Имел ли все это в виду вице-премьер Армении Мгер Григорян, когда отмечал, что чтобы говорить о границах, необходимо сначала тщательно изучить всю связанную с ними правовую базу?
«Причем та правовая база, в которой имеется согласие, подпись или присоединение к какому-то документу между двумя странами. Только после этого можно будет говорить о картах. Потому что самостоятельная карта — это просто схема. Под картой должно быть правовое основание. Сейчас мы работаем, изучаем все эти правовые основания. Только после анализа будет возможно говорить о картах, с целью проведения каких-либо процессов на их основе», — отметил Григорян.
И это лишь небольшой ряд «старых проблем», которые, собственно, и породили «новые вызовы» и решение которых будет длительным и болезненным…
Неспроста замминистра иностранных дел РА Ваге Геворкян, комментируя позицию официального Еревана касательно предложенного Турцией и Азербайджаном формата сотрудничества стран региона, именуемого «3+3», подчеркнул, что эта тема нуждается в серьезном изучении, анализе рисков и угроз. «Мы рассматриваем все предложения с этой точки зрения, опираясь на основные принципы деятельности МИД», — отметил он.
Статья опубликована 4 ноября, 2021 09:58
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…