“Важнейшим из искусств является кино” — эта ленинская фраза и по сей день не теряет своей актуальности. Кино оказывает огромное влияние на жизнь и мировоззрение как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Киноиндустрия проникла практически во все уголки нашей жизни, и сегодня все мы являемся свидетелями глобализации кинопроцесса и его негативных последствий. Произошли серьезные изменения в репертуаре современного кино, где на отечественном экране преобладают западные развлекательные фильмы. Также постепенно вытесняется национальное кино, а на экране повсеместная эскалация насилия и имеет место деструктивное влияние на подростков, не говоря уже о формировании репертуара безотносительно к образовательным целям, и т.д.
Все это заставляет искать пути защиты национальной самобытности и культурного своеобразия: на современном этапе важнейшим направлением культурной политики государства (в том числе в сфере кино) должно быть формирование кинозрителя, ориентированного на национальное кино. В этом смысле нынешнюю работу Министерства культуры РА в плане разработки Закона о кино можно считать серьезным и значительным шагом в плане нормализации армянской киноиндустрии и создания национально ориентированного кино.
Цель закона о кино, которого у нас, как ни странно, не было — регулирование сферы кино и создание благоприятных условий для развития кинопроизводства в Армении. Инициатива создания закона исходила от Президента Армении Сержа Саргсяна, по распоряжению которого министр культуры РА Асмик Погосян создала соответствующую комиссию. Об этом не так давно, в рамках “узкого” брифинга с участием нескольких представителей отечественных СМИ сообщил замминистра культуры РА Артур Погосян. Почему именно кино, если в современном искусстве есть и другие сферы, нуждающиеся в законодательном регулировании? Как отмечает Артур Погосян, в последние годы наше кинопроизводство пережило значительный подъем, при этом национальное кинопроизводство столкнулось с новыми проявлениями международных норм и критериев, которым оно не всегда соответствует. Совместное кинопроизводство активно набирает обороты, наши продюсеры, деятели кино наладили крепкие и широкие связи с зарубежными партнерами и сопроизводителями. В частности, этому способствовало несколько моментов: наше участие в Каннском фестивале, присоединение к аудио-визуальной европейской системе, членство в международном фонде поддержки кино Eurimages, и, что самое главное, наши двусторонние договоры с международными структурами. Однако в плане последних обязательным условием выступало законодательное регулирование сферы кино РА.
“У нас подготовлен ряд двусторонних договоров с Израилем, Францией, Белоруссией, Германией, которые мы не можем подписать или дать им ход, так как для их подписания есть предусловие — регулирование сферы кино. В то время, как наличие нормального законодательного поля может привлечь серьезные инвестиции в эту сферу. Мы считаем, что кинопроизводство, в частности, кинопрокат и показы в Армении должны регулироваться. Если кинопроизводство — процесс творческий, где подход государства — особо не вмешиваться (это распространяется и на другие творческие сферы), то в случае уже готовой продукции возникают правовые отношения, где государство обязано сказать свое слово. Например, как должен быть организован прокат, кому принадлежат имущественные права, какие льготы можно предоставить, если совместное кинопроизводство осуществляется в Армении, и т.д. Все это нуждается в уточнении, и созданная нами комиссия разработала проект закона о кино и проекты смежных законов, которые на данный момент отправлены в министерства на экспертизу. Мы провели четыре заседания комиссии, куда входят представители сферы кино — общественных организаций, кинопроизводители, продюсеры, члены союза кинематографистов. После того, как завершится экспертиза документов и будут озвучены мнения, мы организуем общественные слушания и обсуждения. Законом мы постараемся урегулировать все вопросы, связанные с кинопроизводством, придать статус национальному кинопроизводству, формулировкам “национальный фильм”, “национальное кино”, постараемся предоставить налоговые льготы компаниям, снимающим национальное кино”, — отметил Артур Погосян.
Он также заметил, что государственное кинопроизводство ни в одной стране мира не является доминантой — в основном индустрия кино сосредоточена в частных руках. У нас в стране два кинопроизводителя — Национальный киноцентр (который финансирует проекты и производит фильмы) и “Арменфильм”. Все остальные продюсерские центры и кинопроизводители — частные. Закон, в первую очередь, поможет частным компаниям: создаст благоприятные условия для их развития и выпуска конкурентной продукции, так как они, по сравнению с государственными кинопроизводителями, находятся в неравных условиях. Хотя бы только потому, что те имеют преимущества в плане госфинансирования. Не менее проблемная сфера — кинопрокат: в стране мало кинозалов, что создает препятствия для развития кино. Однако в законе будут введены стимулирующие механизмы и фильмы, имеющие статус национального кино, получат от государства содействие для показа широкой общественности. Проще говоря, финансирование и прокат государство возьмет на себя: будет представлять наши картины за рубежом, возить на международные фестивали и пр. и таким образом продвигать наше кино.
Замминистра культуры ответил и на волнующий всех вопрос относительно будущего киностудии “Арменфильм”. 10-летний срок договора сделки по “Арменфильму” подходит к концу: приватизировавшая “Арменфильм” киностудия CS Films-Studios, принадлежащая фонду “Семья Гафесчян”, не выполнила большую часть предусмотренных договором обязательств.
Напомним, в 2005 году киностудия “Арменфильм” была продана компании Armenia Studios, являющейся частью холдинга CS MEDIA CITY, которая обязалась оцифровать старые фильмы, отремонтировать киностудию, технически оснастить ее и заняться, наконец, кинопроизводством. Оцифровка осталась незавершенной, многие обязательства так и не выполнены.
— Из обещанного, по сути, сделано очень мало. Киностудия “Арменфильм”, в частности, согласно договору, должна была оцифровать 460 фильмов: из них оцифровано порядка 320 фильмов, причем в очень плохом качестве. Наша комиссия не приняла работу, и теперь с оцифровкой наследия кино есть проблема. Помимо этого, в этом году уже начался процесс возвращения имущества киностудии и кинонаследия. Так что последним сейчас занимается государство: мы оцифровали 18 единиц (16 фильмов — там есть двухсерийный), и каждый год мы понемногу будем осуществлять эту работу. Делаем все на основе первых оригиналов, которые, согласно международному договору, хранятся в фильмофонде России, так как у нас пока нет соответствующих условий для хранения. Оцифровку делаем и у нас, и в Москве. Здесь также нужно внести уточнение и разграничить понятия оцифровки и восстановления. Оцифровкой вы просто меняете носитель — с ленты на экран и переснимаете видеокамерой. Восстановление — совсем другой процесс, долгий, трудоемкий и дорогостоящий. Мы говорим оцифровка, подразумевая под этим и восстановление: делаем и то, и другое при содействии фильмофонда России, у которого есть возможность восстановления картин. На вопрос “РА” почему сегодня на отечественных каналах мы не видим наши мульты, в частности, работы известного мультипликатора Наиры Мурадян, господин Погосян сослался на важный нюанс — кому принадлежат права на мультфильм. При создании анимационных картин государство выступает в роли софинансиста, и если львиная доля имущественных прав принадлежит продюсеру, то только он отвечает за прокат и распространение картины. Мультфильм “Анаит” — полностью государственный, и потому он имел широкий показ (и еще будет иметь), так как не нужно было с кем- то регулировать этот вопрос.
“Очень часто бывает, что государство, частично участвуя в финансировании картины, предлагает отвезти фильм на Каннский или какой-то другой фестиваль, но продюсеры не соглашаются. Однако в ваших словах есть логика: мы действительно пока не имеем возможности достойно представлять наше кино и мультфильмы общественности. Проблемы те же — нет широкой сети кинотеатров, не хватает финансов, но с появлением Закона о кино, где все четко будет прописано, в том числе и наше право финансирования проката, проблема будет решена, вне зависимости от того, чей это продукт”, — так прокомментировал ситуацию замминистра культуры.
А, отвечая на вопрос нашего коллеги, почему за годы независимости в Армении не было создано полнометражного фильма, который бы полюбился народу и получил признание в мире, г-н Погосян подчеркнул, что Министерство культуры не вмешивается в творческий процесс и не может принуждать авторов — его инструменты работают только в рамках госзаказа.
— Мы можем влиять на творческий процесс, идеологию, идейное содержание только если на 100% финансируем фильм. Мультфильм “Анаит” снят полностью в рамках госзаказа и, как видите, полюбился зрителям. Сейчас ждем выхода документально-фактографического фильма “Комитас Вардапет” — посмотрим, примет ли его зритель. А вот полнометражного кино, снятого целиком на госсредства, у нас пока нет.
Статья опубликована 12 июня, 2015 18:43
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…