Трудно сказать, как для других, но для сборной Армении чемпионат мира по спортивной гимнастике в Японии сложился неоднозначно и оказался насыщенным загадочными событиями. Чудеса начались еще в токийском аэропорту, сотрудники которого, получив положительный результат теста на коронавирус у Ваагна Давтяна, спешно изолировали его, не допустив одного из фаворитов в упражнении на кольцах к участию в первенстве.
Их действия не вызвали бы абсолютно никаких нареканий, если бы через несколько дней не выяснилось, что с тестом вышла ошибочка. А на финише чемпионата произошел другой курьез: уже паковавшего вещи Арутюна Мердиняна в разгар финала срочно вызвали для участия в соревновании, поскольку промежуточный тест одного из японских гимнастов, к ужасу организаторов, оказался положительным. Обо всем этом в интервью газеты «Республика Армения» из Японии рассказал главный тренер мужской национальной сборной нашей страны Акоп Серобян.
— Как сложился чемпионат и какое впечатление произвел наш ветеран – Арутюн Мердинян?
— Мне трудно оценивать спортивную составляющую соревнований, поскольку чемпионат не произвел полноценного впечатления. Слишком уж много было суеты и всякой неразберихи. Это совершенно удивительно, учитывая, что в августе в Японии прошли летние Олимпийские игры и, казалось, организаторы не должны были столкнуться с проблемами при проведении менее масштабного турнира.
— Что Вы именно имеете ввиду?
— Прежде всего, ситуацию с тестами, с которой мы столкнулись сразу же по прибытии в страну. Перед вылетом из Еревана все члены нашей делегации прошли тестирование и проблем не возникло. Однако, уже в Токио тест Ваагна Давтяна дал положительный результат. Мы были ошарашены и потребовали провести дополнительное тестирование, заявив, что готовы заплатить за повторную проверку. Мало ли что: могли в Армении ошибиться или спортсмен мог схватить вирус по пути, хотя, насколько мне известно, COVID-19 так быстро не выявляется.
Японцы наотрез отказали нам, сказав, что повторное тестирование можно сделать через несколько дней. Давтяна изолировали и он не смог принять участия в чемпионате. Не помогла даже просьба сотрудника посольства Армении позволить Ваагну провести изоляцию в здании нашего диппредставительства. Все бы ничего, если бы всего через 6 дней два теста Давтяна не дали отрицательный результат. Значит, ошиблись в аэропорту Токио. Было обидно до слез: ведь он досконально готовился к этому чемпионату и находился в хорошей форме. Считаю, что Давтян был одним из претендентов на медали.
— Может японцы опасались его и специально все подстроили, учитывая, что в упражнении на кольцах их гимнасты тоже числились кандидатами на награды?
— Я не склонен к такой версии, поскольку кроме Давтяна среди участников первенства были и другие сильные спортсмены, однако с ними такого казуса не случилось. Скорее всего, сотрудники аэропорта просто переусердствовали и допустили такую грубую ошибку или, может, с аппаратурой что-то случилось. Так или иначе, эта история произвела гнетущее впечатление и психологически надломила всю нашу команду.
— Вы отклонились от моего вопроса о Мердиняне.
— Ну что сказать – он просто молодчина. В 37 лет вернуться на помост и так выступить! Это просто – свидетельство высокого мастерства. В квалификации он набрал 14,666 баллов, что весьма высокий результат. У меня просто нет слов. Тем более, что он продолжительное время не тренировался.
— А сколько именно?
— Больше 6 месяцев. Когда в прошлом году началась война в Арцахе, он записался добровольцем. Тренировался вместе с войсками ОМОН, готовясь к отправке на фронт. Возобновил гимнастические тренировки только весной этого года. У меня нет претензий к нему. Мердинян настолько впечатлил, что, скорее всего, будет включен в команду для участия в чемпионате Европы следующего года. Мы не станем что-то менять в его упражнении: оно у него и так достаточно хорошее.
— Как же он оказался в финале? Ведь занятое им в квалификации 10 место оставляло его за бортом финальной восьмерки.
— Это стало полным сюрпризом даже для меня – члена жюри, обслуживающего чемпионат в качестве арбитра. Мы уже смирились с тем, что Мердинян не прошел в финал. В момент финала упражнения на коне он находился в гостинице и мысленно готовился к возвращению на родину. Я был в зале.
После участия первых четырех финалистов неожиданно объявили, что соревнования прерываются на неопределенное время.
Потом выяснилось, что незадолго перед выходом на помост один из двух прошедших в финал японских гимнастов отказался от участия. По неизвестным мне причинам аналогично поступил также первый резервный участник финала из Китая. И тогда связались с Мердиняном – вторым резервистом.
Он даже не успел толком провести разминку. Возможно, такой неожиданный поворот событий и то обстоятельство, что все пришлось делать в спешке, и повлияло на его выступление в финале. В первой части упражнения он упал со снаряда и лишился одного балла. В противном случае занял бы не 8, а более высокое место.
— А как Вы оцениваете результаты выступлений Гагика Хачикяна?
— Думаю, ему помешало волнение. Парень впервые участвовал в чемпионате мира среди взрослых и не сумел толком настроиться. В упражнении на коне занял 80 место среди 109 гимнастов. При том, что был полностью готов к выступлению. На тренировках все выполнял хорошо.
В упражнении на брусьях он показал 85 результат среди 96 участников, но должен отметить, что на этом снаряде он выступил ради разогрева – специально не готовился. В любом случае, он сильный спортсмен, с которым мы связываем весьма серьезные надежды.
Мы намерены взять его также на турнир «Кубок Воронина», который состоится в конце ноября в Москве. Там выступят также юный Гамлет Манукян и Артур Давтян. Но последний поедет по специальному приглашению. На этот раз организаторы решили параллельно провести отдельное коммерческое соревнование по многоборью с участием сильнейших гимнастов мира, в число которых включен и Давтян.