С неутешительным прогнозом выступил на днях министр финансов Тигран Хачатрян, заявив в парламенте журналистам, что Армении придется закрыть текущий год с высоким показателем инфляции. Далее он пояснил, что инфляция сокращает реальный экономический рост. И дабы сдержать ее неконтролируемый рост, Центробанк в сложившихся условиях неоднократно повышал ключевую ставку.
Кстати, неоднократно – это пять раз. Именно на столько ЦБ в этом году повышал ставку рефинансирования – с 5,25% в феврале до 7,25% в сентябре. Такой подход, по словам главы Минфина, приводит к некоторому росту общих кредитных ставок и в определенной степени сдерживает экономическую активность.
«Пересматривать эту политику в будущем году будет преждевременно. Однако в дальнейшем будут прилагаться усилия для стабилизации инфляционных ожиданий», — высказал свое мнение министр.
Перефразировав известную фразу, можно сказать: цены будут расти, но вы держитесь. При этом, как выяснилось со слов руководителя финансового ведомства страны, инфляция теперь будет ограничена лишь объективными факторами, а не ажиотажными настроениями.
«Нужно понимать, что значительная часть этой инфляции неподконтрольна Армении», — попытался он то ли успокоить, то ли, наоборот, еще больше расстроить.
Что интересно, ровно месяц назад заместитель председателя Центробанка Нерсес Ерицян на заседании постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам, заслушавшей вопрос исполняемости госбюджета за первое полугодие 2021 года, уверял в обратном. Так вот, по словам зампреда ЦБ, несмотря на то, что годовая инфляция в Армении в августе 2021 года достигла 8,8% (и этот рост продолжается), ЦБ ожидает, что инфляция вернется к целевому значению в 4%. Правда, каких-либо сроков, хотя бы примерных, он не озвучил, но говорил настолько убедительно, что казалось — еще немного, и нам удастся обуздать безудержный рост цен в Армении.
Вкратце все сводилось к тому, что после устранения базового эффекта и с учетом проводимой с декабря 2020 года денежно-кредитной политики, инфляция вернется в целевые рамки на уровне 4%. Проводимая же в данном направлении финансовым регулятором работа в течение последних 7-8 месяцев, по словам зампреда ЦБ, уже должна дать ожидаемый результат.
Экспортеры тоже обеспокоены
Увы, результатов пока не видно. На днях даже министр экономики Ваан Керобян не удержался и в сердцах заявил, что «инфляция пожирает большую часть нашей работы».
«Результатом нашей работы должно стать улучшение жизни людей, а инфляция, можно сказать, пожирает большую часть нашей работы. Мы должны попытаться обуздать инфляцию с помощью инструментов, которые есть в нашем распоряжении. Центральный банк, конечно, тоже использует свои инструменты. Но иногда эти инструменты начинают наносить ущерб очень важным секторам экономики, таким, как экспорт. Знаете ли вы, что обменный курс, вероятно, находится на самой низкой точке за последние несколько лет? И это очень беспокоит нас, а также наших экспортеров», — сетовал глава Минэкономики.
Впрочем, беспокойство министра по поводу высоких темпов инфляции вполне объяснимо, учитывая то, насколько этот показатель способен влиять на экономику в целом. Достаточно сказать, что примерно две трети мирового ВВП на сегодня приходится на долю стран, Центробанки которых способны эффективно контролировать инфляцию. Объясняется это тем, что в условиях высокой и непредсказуемой инфляции как простые люди, так и бизнесмены стараются как можно быстрее потратить заработанное, отказываясь от сбережений, поскольку растущая инфляция «съедает» эти самые сбережения. В итоге, многие предпочитают вкладывать средства не в развитие, осуществляя долгосрочные инвестиции, а в ценные товары, недвижимость или же иностранную валюту. Иначе говоря, чем ниже темпы роста цен, тем проще и простым гражданам, и предпринимателям планировать что-либо заранее и на долгий срок. Потому что стабильность цен – одно из главных условий, если не сказать, основа развития экономики.
Подорожали не только импортные товары
Нынешний же инфляционный рост вначале этого года был, в принципе, отражением того факта, что в прошлом году в условиях пандемии наши граждане больше экономили, нежели тратили. По оценкам ЦБ, потребление частного сектора в экономике выросло примерно на 6%, а частные сбережения на столько же сократились. Для сравнения, в прошлом году в условиях неопределенности, вызванной коронавирусом, люди тратили крайне осторожно, а сбережения в среднем достигали 25% от их доходов.
Фактически, экономический рост в Армении в течение первого полугодия этого года обеспечивался в основном за счет высоких темпов традиционного экспорта (фруктов и овощей, коньяка и меди), а также благодаря переходу населения от жестких сбережений к обычным объемам потребления. Последнее к тому же подкреплялось и продолжает подкрепляться ростом денежных переводов из-за рубежа. Что касается промышленного сектора, то, не считая горнодобывающей сферы, он по-прежнему растет медленнее, чем торговля и услуги.
Иначе говоря, спрос прогрессивно растет при сдержанных производственных возможностях, что также содержит в себе инфляционные явления. И это проявляется также в определенном росте цен на внутренние товары и услуги. О чем, собственно, свидетельствуют и данные мониторинга, проводимого Минэкономики, согласно которым в Армении подорожали не только импортные товары, но и местная продукция, в частности, сельскохозяйственная.
Однако, как отметил глава Минэкономики, в отдельных случаях (к примеру, с картофелем) инфляционный рост вызван у нас увеличением объемов экспорта.
«С начала 2021 года из Армении было экспортировано порядка 30 тысяч тонн картофеля, что является рекордным показателем за последние годы. В результате этого, естественно, сокращается предложение местного картофеля внутри страны. Но, с другой стороны, мы не должны лишать наших фермеров возможности увеличивать доходы благодаря экспорту», — рассуждает министр экономики.
В борьбе с высокими показателями инфляции, продолжил он, Минэкономики рассчитывает на то, что Центробанк не допустит, чтобы секторы экономики, которые были очень важны, оказались под угрозой. На сегодня, по его словам, партнеры из ЕАЭС регулярно проводят консультации с целью обеспечения армянского бизнеса товарами и сырьем по приемлемым и даже низким ценам. Но есть объективные факторы, воздействия которых нам избежать не удается. А именно – резкий рост цен на энергоносители с одной стороны, и нарушения логистических цепочек, с другой, что и подталкивает сейчас инфляционный рост.