Итоги прошедших в Турции 7 июня парламентских выборов удостаиваются практически единодушной оценки комментаторов — эпохе диктатуры Эрдогана пришел конец. Социально-политическая опора нынешнего президента Турции — Партия справедливости и развития (ПСР) — не получила в парламенте абсолютного большинства, необходимого для формирования однопартийного правительства и реализации конституционных реформ по превращению Турции из парламентской в президентскую республику.
По предварительным итогах голосования после подсчета 100% бюллетеней, из двадцати партий, принявших участие в выборах, четырем партиям удалось преодолеть барьер в 10% и попасть в парламент. Это — ПСР, набравшая 40,8% голосов избирателей и 256 мест в парламенте; левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП) — 25,2% и 133 депутата; националистическая Партия национального движения (ПНД) — 16,5% и 83 мандата и прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) впервые в истории преодолела 10%-ный барьер и с 12,9% получила 78 кресел в парламенте.
Эрдоган поручил премьер-министру Ахмеду Давутоглу, который возглавляет ПСР, сформировать коалиционное правительство. Однако сделать это будет нелегко:
— НРП еще за неделю до дня голосования заявила, что не намерена вступать в коалицию с ПСР. А после выборов лидер НРП Кемаль Кылычдароглу предложил создать коалицию без ПСР — с националистами и курдами.
— Лидер прокурдской НДП Селяхаттин Демирташ по итогам выборов заявил, что исключает возможность создания коалиции с ПСР. Он отметил, что правящая ПСР лишила себя поддержки избирателей на юго-востоке Турции, отрицая существование курдского вопроса. “С этого момента в Турции закончились дискуссии о президентской системе, закончилась эра тоталитаризма. Мы дали слово не вступать в коалицию с ПСР и сдержим его. Наша партия никогда не будет поддерживать проекты, направленные против народа Турции”, — подчеркнул он. Демирташ напомнил о тяжелых условиях, в которых проводилась предвыборная кампания НДП. “Эта кампания прошла в неравных и недемократических условиях. Мы выступили против мощи и административного ресурса правительства. На нас было совершено множество нападений. Но мы выстояли и победили. А те, кто считали себя единоличными хозяевами Турции, проиграли”, — сказал Демирташ. Глава партии подчеркнул, что преодоление партией 10-процентного барьера является победой не только курдов, но и всех граждан Турции. Он заверил сторонников, что все предвыборные обещания будут выполнены, и выразил соболезнование родственникам тех, кто погиб во время провокационных нападений на сторонников партии во время предвыборной кампании.
— Не исключил вхожения в коалицию лишь лидер националистов Девлет Бахчели, но при условии, если в ней не будет курдов.
Надо отметить, что возможное вхождение прокурдской партии в коалицию способно вызвать негативную реакцию не только партии Бахчели, но и недовольство и раскол в рядах правящей ПСР, в которой также немало националистически настроеных членов.
Казалось бы, ПСР, а с ней и Эрдоган с его планами оказались в тупике. Кабинет министров должен быть сформирован в течение 45 дней. Даже если допустить, что Давутоглу каким-то образом сможет сформировать мало-мальски приемлемую коалицию, подобное коалиционное правительство может не утвердить парламент. Тогда Эрдоган получит возможность распустить законодательный орган и объявить о досрочных выборах. И снова в его руках, пусть на время, но будет сосредоточена вся полнота власти в стране. Тем более, что проведение новых парламентских выборов, по словам экспертов, можно будет затягивать под разными предлогами. Что в этом случае может помешать Эрдогану ввести президентское правление, предположить трудно. Однако, по мнению ряда турецких экспертов, это может привести Турцию к затяжному политическому кризису. Вероятно, по этой причине базирующийся в Нью-Йорке центральный новостной портал по инсайдерским новостям в мире Business Insider, констатировав также рекордный спад турецкой лиры — 2.8 за 1 доллар, считает, что “Турция погрузилась в неопределенность”. Кроме того, по мнению портала, нестабильный результат парламентских выборов в Турции может повлиять на столицы Запада, которые считают члена НАТО Турцию важным островом политической стабильности на границе Среднего Востока. “Эрдоган — самый авторитетный современный лидер Турции, который, однако, не всегда соглашается на переговоры и уступки. У него была надежда, что Партия справедливости и развития одержит сокрушительную победу, что даст возможность изменить Конституцию и создать более мощное, подобное США, руководство”, — говорится в публикации.
Надо отметить, что значительная часть турецкого общества недовольна авторитарным стилем правления Эрдогана. Показательны в этом плане данные проводившихся в преддверии выборов соцопросов, по которым за ПСР выступали лишь 38-41% респондентов. За неделю до выборов двести представителей турецкой интеллигенции подписались под обращением “Экстренное предупреждение”, в котором содержатся призыв к правительству противостоять попыткам Эрдогана нарушить общественный порядок и верховенство закона и просьба обеспечить мирное и безопасное течение предвыборной кампании. “Манипуляции в правовой системе, совершенные ради победы над “параллельной структурой”, свели на нет независимость судебной власти, сделав правительство неуязвимым для сдержек и противовесов и создав систему патронажа президентским дворцом, что не имеет никакого отношения к принципу верховенства закона”, — говорилось в обращении.
Серьезные нарушения зафиксировали и наблюдатели миссии ОБСЕ. Отметив, что парламентские выборы в Турции прошли в целом демократично, наблюдатели ОБСЕ обратили внимание на “вопиющее проявление насилия, причем по отношению к одной партии”: “Президент страны Тайип Эрдоган, который по статусу своей должности обязан был соблюдать нейтральность, принял активное участие в предвыборной кампании, открыто поддерживал правящую партию, критикуя при этом оппозицию. Он, безусловно, имеет право обращаться к народу, но не должен этим злоупотреблять, особенно в преддверии выборов”. Наблюдатели ОБСЕ подчеркнули, что турецкие власти оказывали давление на прессу в ходе избирательной кампании, что партии использовали непрозрачные схемы при финансировании своих избирательных кампаний. Еще одним негативным фактором наблюдатели назвали высокий 10%-й барьер, который должны преодолеть партии для прохождения в парламент.
Так что, главные и, заметим, непростые события в Турции еще впереди. Возможно, этим вызвана фраза гонимого Эрдоганом духовного лидера нурсистов Фетхуллаха Гюлена о том, что “Эрдоган еще будет умолять о помощи”.
Отметим, что в парламент Турции прошли три депутата-армянина по пропорциональным спискам трех партий. Это журналист издания Yeni Safak Маркар Есаян (ПСР), юрист Селина Доган (НРП) и Гаро Пайлан (НДП).