После того, как 12 мая сего года азербайджанские вооруженные силы вторглись на суверенную территорию независимой Армении и заняли стратегически важные для нашей страны высоты, остро стоит вопрос демаркации границ между Арменией и Азербайджаном.
Напомним, что в мае Армения готовилась к внеочередным парламентским выборам, протекали бурные политические процессы, как это бывает в любой стране. А в Армении – особенно, по понятным причинам.
На этот раз Азербайджан не только нам (мы-то эту страну знаем очень хорошо), но и мировому сообществу показал свое истинное лицо: пользуясь сложной политической ситуацией, начал оккупацию Армении.
Между тем, на протяжении почти трех десятилетий карабахо-азербайджанского конфликта в ходе общегосударственных выборов приостанавливались активные действия в ожидании завершения выборов. То ли активность Минской группы ОБСЕ влияла на подобное развитие событий, то ли стороны ожидали политических перемен в соседней стране. Но факт остается фактом – в период общегосударственных выборов градус пограничной напряженности снижался.
Конечно, целью вторжения Азербайджана на территорию Армении было «подготовиться» к реализации п.9 трехстороннего заявления (Армения, Азербайджан, Россия) от 10 ноября 2020 года: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России».
Как видим, изначально было решено, что контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России, и с этим согласились и Армения, и Азербайджан. Но коль скоро аппетит последнего слишком возрос – он приступил к оккупации стратегически важных высот, дорог Армении, чтобы с началом процедуры демаркации границ заявить: «А я был тут».
Наглая, циничная уловка Азербайджана не пройдет. Его агрессивные действия в отношении Армении затрагивают интересы и других стран. И Азербайджану придется считаться также с этими реалиями.
Скоро исполнится год после подписания трехстороннего заявления. Армения выполнила все взятые на себя обязательства, Азербайджан – нет. Эта страна не выполнила п.8 заявления – не возвратила всех армян-пленников.
За год во исполнение п.9 заявления создана трехсторонняя рабочая группа (под сопредседательством вице-премьеров Армении, Азербайджана и России) по разблокировке коммуникаций в регионе. Уже понятно, что процесс демаркации границ между Арменией и Азербайджаном тесно связан с процессом разблокирования коммуникаций. Пока эта сложная процедура протекает на уровне встреч сторон, согласования вопросов, изучения документов.
На днях вице-премьер РА, руководитель рабочей группы с армянской стороны Мгер Григорян заявил в беседе журналистами, что до определения границ необходимо полностью изучить всю правовую базу, связанную с границами, правовую базу соглашений, подписанных двумя сторонами, документы о присоединении к этим соглашениям. Ибо под картой должна быть правовая основа. «Только после анализа будет возможно говорить о картах и проведении каких-либо процессов на их основе», — сказал господин Григорян.
Поясним: речь идет о правовой базе Сотрудничества независимых государств (СНГ), членами которого являются и Армения, и Азербайджан — и подписали множество совместных документов.
Что касается неоднократных заявлений Армении по поводу того, что если азербайджанские войска не освободят незаконно оккупированные приграничные стратегически важные высоты Армении, то будет сложно говорить о демаркации и делимитации, вице-премьер согласился: да, имеются проблемы (в том числе и вопрос возвращения армянских пленных), которые весьма усложняют процесс.
Спустя год после войны пока не определены (и это в основном по вине Азербайджана, хотя рабочая группа не очень активно, но работает) конкретные направления разблокирования коммуникаций.
«Конкретных вариантов нет. Проблема с железной дорогой намного проще, потому что она будет в логике восстановления. То есть речь о восстановлении тех линий, которые были при СССР. Обсуждаются все возможные варианты», — сказал господин Григорян.
Если речь идет о железной дороге через Азербайджан, то армяне хорошо помнят, как азербайджанцы, даже малые дети, камнями разбивали стекла пассажирских поездов, камнем был убит на ходу поезда даже машинист. Причем все это – в советские годы, когда руководство Азербайджана не пропагандировало (хотя бы громогласно) арменофобию…
Коснувшись вопроса, будет ли учтено мнение Турции и Ирана в этих трехсторонних переговорах, вице-премьер заявил следующее: «Если мы говорим о разблокировке и верим в данную идею, то, естественно, это явление регионального значения и это очень важно для нашей страны. Потому что региональная роль — это основная гарантия или одна из гарантий мира.
В этом смысле есть региональные эффекты, и, конечно, другие страны, такие, как Грузия и Иран, соприкоснутся с последствиями, если нам удастся достичь какого-то соглашения. Но по части вовлечения в обсуждения на трехсторонней платформе – нет, нет ни подобного формата, ни договоренности, ни факта».
Вице-премьер еще раз подчеркнул официальную позицию Еревана: вопрос предоставления коридора не обсуждался и не будет обсуждаться.
Статья опубликована 20 октября, 2021 14:33
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…